Красноярские мультипликаторы в поисках инвестора
Как бросить бизнес ради детей
В Красноярске энтузиасты уже несколько лет собственными силами создают детский анимационный сериал «Спортания», который популяризирует занятия спортом. О целях проекта, планах и источниках вдохновения Sibnovosti.ru побеседовали с его автором ВасилиемНижегородовым.
Василий, расскажите, с чего начинали и как пришли в мультипликацию?
Начинал я с предпринимательской деятельности - с продаж и оказания услуг в сфере промышленного оборудования. Компания заработала в 2012 году, а год спустя ее оборот составлял 40 млн рублей в год. В это время забеременела моя супруга, и это все изменило. Я начал думать о детях, о том, что могу сделать для своего ребенка и для других, что улучшит их среду, окружение и развитие. Основа благоприятного развития ребенка - это здоровый образ жизни, и я подумал, что было бы хорошо донести это до детей, причем еще до школы, когда они только начинают впитывать как «губка» всю новую информацию и отличать хорошее от плохого - примерно с четырех лет.
Почему мультфильмы?
Я думал, как реализовать свое желание. Всем известный факт - мультфильмы в современном мире являются неотъемлемой частью жизни большей части детей. Но здесь встает вопрос безопасности контента. Сегодня существует достаточно мультфильмов, которые, по оценке детских психологов, могут навредить развитию детей. И вот в начале 2014 года у меня с друзьями родилась идея - знакомить детей в раннем возрасте с различными видами спорта и основами здорового образа жизни с помощью самостоятельно созданного мультфильма.
Название «Спортания» как придумали?
Оно достаточно ассоциативное, с него все и началось. Но затем встал вопрос, как все задуманное воплощать. Сначала попробовали делать мультфильм в кукольном формате, но он оказался слишком трудоемким и длительным в исполнении, а конечный результат нас не устроил. Осенью 2016 года мы поняли, что оптимальным вариантом будет использовать анимацию. И мы начали поиск и отбор квалифицированных специалистов в этой области.
Успешно?
Вполне. В данный момент при самостоятельном финансировании в создании мультфильма принимают участие в среднем до 20 человек. Нами собрана команда профессионалов полного цикла: это специалисты из «СоюзМультфильма», «МосФильма», анимационных студий «Паровоз» и «Петербург», PR-специалисты c YouTube-канала Get Movies и СТС. Зарегистрирован товарный знак – «Спортания».
Если вкратце - о чем мультфильм?
Мультфильм «Спортания» знакомит детей с различными видами спорта и основами здорового образа жизни. Сюжет такой: обычные дети живут в городе N и однажды знакомятся с удивительным дружелюбным инопланетным гостем - Юло. Он имеет круглую форму, парит над землей и очень похож на мяч. Есть у Юло и противники. Это злые персонажи Злоскверики - Кранч, Крунч и Кронч. Вместе с новым другом дети поучаствуют во множестве спортивных состязаний как на Земле, так и на планетах наших гостей.
Сейчас готово семь пилотных серий. Первая посвящена основам здорового образа жизни для детей, вторая - всемирной зимней Универсиаде-2019, которая пройдет в Красноярске. В ней впервые в анимированном виде появляется официальный символ спортивных игр U-лайка. Использование символа официально одобрено дирекцией Универсиады. Третья серия посвящена хоккею с шайбой, в ней с разрешения Континентальной Хоккейной Лиги используется логотип KHL. Для этой серии мы сделали и визуализацию ледового дворца «Сокол», где проходят тренировки для детей. Посмотреть наш мультфильм можно в сети -например, здесь.
Работа велась непрерывно?
После получения обратной связи и анализа мы провели некоторые корректировки - сделали возрастную адаптацию героев под целевую аудиторию, придали им более привлекательный вид и поработали над динамикой и музыкой. Следующие три пилотных серии - «Футбол», «Баскетбол», «Лыжи» - мы выполнили в коротком формате, без диалогов. Музыку к ним сочинил Сергей Боголюбский, который пишет композиции для таких мультфильмов, как «Ми-ми-мишки» и «Сказочный патруль». Для дирекции всемирной зимней Универсиады 2019 мы сделали серию «Зарядка для детей», где наши герои совместно с U-Лайкой выполняют разминку. Серия используется как пособие в детских садах Красноярска.
Объясните, как доносите до зрителя информацию о вашем сериале?
Параллельно с производством мы проводим мероприятия, которые помогают увеличить аудиторию и получить обратную связь. В конце 2016 года мы были на приеме у тогдашнего губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, который похвалил нас за идею и обеспечил некоторой информационной поддержкой. Весной 2017 года провели детский творческий конкурс «Здоровым быть не запретишь» среди детских садов Красноярска, в котором поучаствовали более 400 детей. 1 июня 2017 года на поляне острова Татышев прошел тематический детский праздник с просмотром мультфильма «Спортания», где были объявлены победители конкурса и вручены призы.
Промо-поддержку в раскрутке мульсериала получили от кого-то?
Весной 2017 года мы сняли видеоклип в поддержку нашего проекта на песню в стиле хип-хоп. В записи приняли участие финалист проекта Первого канала «Голос-Дети» Екатерина Прокудина, победитель шоу «Голос» Дарья Антонюк, а также рэп-исполнители Tantto & Алекс DAR. В клипе снялись олимпийские чемпионы и мировые рекордсмены, такие как Николай Олюнин, Ольга Медведцева, Юлия Стафоркина, Александр Меньков, Николай Каклимов, Максим Галанов, Брюс Хлебников, Сергей Харитонов, Максим Воронов, студия танцев Harleen Jokers, ФК «Тотем», клуб закаливания «Криофил».
Сколько нужно времени и денег, чтобы выпустить одну серию мультфильма?
Скорость производства - две серии в месяц. Естественно, все зависит от финансирования. Максимум мы можем выпускать по четыре. Если говорить о себестоимости одной серии, то она в пределах 600 тысяч рублей.
И сколько серий всего планируете выпустить?
В проекте у нас заложено около 60 серий. Они делятся на разные блоки по тематикам и сюжетной линии. При необходимом финансировании, данный объем будет реализован за 2,5 года.
Правильно понимаю, что до этого момента вы финансировали создание сериала из собственных средств?
Совершенно верно. Проект с самого начала финансируется за счет собственных средств. Вместе с тем, так как современная анимация подобного уровня требует значительных затрат, на данном этапе мы пришли к пониманию, что для эффективной реализации проекта необходимо дополнительное финансирование, поэтому сейчас находимся на стадии поиска инвесторов. К сожалению, местные власти нас поддерживать не хотят, ограничиваясь положительными отзывами. В 2017 году мы подавали заявку на получение гранта, но наш проект был отклонен. У проекта есть несколько небольших частных инвесторов, но они, к сожалению, располагают не всей необходимой суммой, что может на определенном этапе проекта вызвать неблагоприятную остановку всего процесса реализации.
О какой сумме недофинансирования идет речь?
Согласно разработанному совместно с московской инвестиционной компанией бизнес-плану для реализации проекта необходимо до 30 млн рублей. Окупаемость проекта, по нашим расчетам, составляет 2 года.
За счет чего планируете выйти на окупаемость?
Проект имеет большой коммерческий потенциал. У нас на руках есть официальные письма от руководства более 60 региональных телеканалов от Калининграда до Владивостока о готовности к трансляции мультфильма. Есть договоренности и с федеральными каналами. Мультфильм уже транслируют во многих онлайн-кинотеатрах - это, к примеру, tvzavr и Megogo, в процессе подписания договора и другие площадки. Мы ведем разработку мобильного игрового приложения, готовим выпуск детских книжек и комиксов для дальнейшей дистрибуции по всей России. Самый эффективный метод популяризации бренда - это телевидение, где производители различных товаров для детей, заинтересованы в расширении своего ассортимента. Сделать это можно с помощью покупки лицензии на использование узнаваемого бренда. В перспективе, по нашим оценкам, «Спортания» может превратиться в вечнозеленый бренд, поскольку мы являемся первыми в данном сегменте и проект несет в себе созидательные цели.
текст: Алексей Спиридонов
фото: Василий Нижегородов