Виталий Денисов: «Все должны действовать в одной связке. Вот чего мы добиваемся»
Интервью с министром здравоохранения Красноярского края
Министр здравоохранения Красноярского края Виталий Денисов в конце года провел большую пресс-конференцию с представителями СМИ. Глава ведомства рассказал о перспективных проектах в области медицины, а также затронул тему организации здравоохранения в глубинке. Издание «Наш Красноярский край» опубликовало ответы министра на самые важные вопросы.
Виталий Степанович, какие главные задачи стоят сегодня перед здравоохранением края?
Напомню, в нашем крае и в России выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи: это первичное звено, межрайонные медицинские центры и высокотехнологичные медицинские учреждения. Главное здесь – именно первичное звено: районные поликлиники, больницы, врачебные амбулатории, участковые больницы, ФАПы. Они играют очень важную роль в выявлении заболеваний. Ведь человек, нуждающийся в помощи, куда пойдет в первую очередь? В свою районную поликлинику, или в амбулаторию, или к фельдшеру… И дальнейшее лечение во многом будет зависеть от того, как правильно и своевременно сработало это звено, как здесь сумели выявить заболевание и грамотно направить больного дальше по цепочке.
Еще одна его функция – оказание экстренной медицинской помощи.
Допустим, мы выявили заболевание или оказали экстренную помощь, а дальше нам надо направить человека на следующий уровень, где сконцентрированы узкие специалисты. Пациента осмотрят на втором уровне. Если нужно, то в межрайонном центре примут решение о консультации или лечении больного на третьем, высшем уровне, например, в краевой больнице или в кардиоцентре.
Так вот, если говорить о задачах, стоящих перед здравоохранением края, то главная из них в следующем: мы должны добиться, чтобы вся эта система работала как единый организм, четко, без сбоев. Надо выстроить правильное сопровождение пациента по всей «технологической» медицинской цепочке. Например, оказали мы ему высокотехнологичную помощь, провели аортокоронарное шунтирование или спасли от острого инфаркта миокарда (благодаря в том числе фельдшеру, который правильно распознал симптомы, правильно снял ЭКГ). А дальше очень важно, чтобы этого пациента правильно вели. Кто это будет делать? Опять же первичное звено. Он приедет к кардиологу в свою районную больницу, его там возьмут на учет. Потом поедет в свой поселок, где есть фельдшер. Именно он будет отвечать за судьбу пациента, наблюдать его…
Лекарственное обеспечение тоже входит в эту цепочку?
Безусловно! Сопровождение пациента включает в себя и своевременное лекарственное обеспечение, и консультирование всеми необходимыми узкими специалистами. Какими – это решает лечащий врач, он в системе здравоохранения главное действующее лицо. Такого не должно быть, что пациент приезжает к себе в район, врач знает, что человек будет стоять у него на учете, но в аптеке нет нужного лекарства. Или льготный рецепт не выписан. Это брак в работе! Мы должны все предусмотреть, и все здесь должны действовать в одной связке: врачи медицинского центра, их коллеги в районной больнице, аптека, главврач, лечащий врач, фельдшер в поселке… Вот чего мы добиваемся.
Имеет ли право лечащий врач направлять пациента в частную клинику на разные анализы и исследования: КТ, МРТ, УЗИ? Если, например, в районной поликлинике нет нужного аппарата?
Надо помнить, что программа государственных гарантий оказания медицинской помощи предусматривает исследования для пациента только бесплатно по назначению лечащего врача. Если есть случаи, когда направляют в частную клинику, и там пациенту приходится платить из своего кармана, то это незаконно!
Есть реестр частных компаний, которые участвуют в программе ОМС. Если главврач считает, что ему необходимо разместить заказ на проведение каких-то исследований в частной клинике, так как своих «мощностей» у него для этого нет, то он может сам разместить заказ на торги по какой-то услуге, например, УЗИ, или МРТ, или определенные анализы, но для пациента это будет бесплатно.
А что делать, если в районной поликлинике нет врача нужной специальности? И пациента тоже направляют в частную клинику?
Здесь работает тот же принцип, что с анализами и исследованиями: главврач размещает заказ на торгах на привлечение нужного специалиста. Причем «частники» охотно участвуют в таких торгах. Им это выгодно – они получают постоянный поток пациентов и деньги из фонда ОМС. Также пациент может быть направлен в межрайонный центр либо в краевую клиническую больницу – в зависимости от целей и задач консультации, но обязательно по направлению от лечащего врача.
Правда ли, что с каждым годом сокращается номенклатура лекарств по льготным рецептам?
Список для обеспечения льготополучателей формируется на основании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемого Правительством Российской Федерации. На 2019 год перечень дополнен 38 лекарственными препаратами, всего в перечне их 735. Но если лечащий врач решил, что больному нужен конкретный препарат, а его нет в перечне, то вопрос рассматривает врачебная комиссия, и при необходимости больному назначат лекарство, даже если его нет в списках.
В некоторых районах края есть большая потребность в реанимобилях и автомобилях скорой помощи. Не везде есть рентген-аппараты, маммографы…
В рамках регионального проекта первичной медико-санитарной помощи в 2019 году предусмотрено приобретение девяти передвижных комплексов, а также трех маммографов и восьми флюорографов. В первую очередь будем оснащать ими межрайонные больницы, чтобы эти спецмашины по графику ездили по разным населенным пунктам.
Мы знаем, что многие проблемы первичного звена краевого здравоохранения происходят из-за того, что на местах остро не хватает специалистов. Как решается кадровый вопрос?
Во-первых, с 2012 года в крае работает программа «Земский доктор», а с 2018-го – «Земский фельдшер». За это время выплаты получили 657 врачей и 36 фельдшеров. Врач, который решил поехать работать в село по этой программе, получает миллион рублей подъемных. Фельдшер – полмиллиона. В 2018 году в село приехали работать 35 участковых терапевтов, 25 педиатров, девять хирургов, шесть анестезиологов-реаниматологов, 21 фельдшер ФАП и 15 фельдшеров скорой помощи.
Во-вторых, в крае действует закон «О компенсации расходов на оплату найма жилых помещений медицинским работникам». Если доктор снимает квартиру один, ему будут компенсированы фактические расходы на аренду жилья, но не более 10 тысяч рублей в месяц. А если с семьей, то не более 15 тыс. руб. в месяц. В 2018 году правом на получение такой компенсации воспользовались 139 медицинских работников, из них 81 врач, работающий в сельской местности и малых городах. Также компенсацию за аренду жилья смогут получать фельдшеры ФАПов.
Со своей стороны, министерство и администрация края делают все, чтобы врачи – выпускники медуниверситета ехали работать на село и оставались там. Но я, пользуясь случаем, хочу напомнить, что многое зависит и от администраций на местах, от руководителей районов. Если им действительно остро необходим в районе или поселке врач какой-то специальности, то они сделают все, что от них зависит, чтобы заинтересовать его, достойно встретить, поселить в хорошее жилье. И вообще постараются всячески помочь закрепиться на новом месте. Когда будет такое отношение к врачам, то им не захочется уезжать из райцентров.
Полезные контакты
Узнать, как записаться на прием к министру и специалистам министерства, получить медико-правовую консультацию или рассказать о проблеме в здравоохранении вашего района вы можете по телефонам 8 800 700-000-3 – горячая линия «Право на здоровье», 222-03-78 – горячая линия министерства здравоохранения края по лекарственному обеспечению.
Фото: gnkk.ru