Ольга Молчанова: «Мы должны ставить амбициозные цели»
В Новосибирской области утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Она выглядит очень оптимистичной и предполагает значительный рост ряда основных показателей региона
В Новосибирской области утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Как сообщали Sibnovosti.ru, она выглядит очень оптимистичной и предполагает значительный рост ряда основных показателей региона. На вопросы корреспондента Sibnovosti.ru Валерия Лавского, касающиеся содержания и предстоящего претворения в жизнь этого документа, ответила заместитель председателя новосибирского правительства – министр экономического развития Ольга Молчанова.
Какое значение имеет этот документ? Это просто описание курса, которому надо следовать, или комплекс конкретных задач, в случае невыполнение которых столь же конкретные ведомства и чиновники будут нести ответственность?
Принятая Стратегия является не только документом, разработанным в целях формирования системы стратегического планирования Новосибирской области, но документом, определяющим вектор ее развития. В настоящее время ведется работа по формированию плана мероприятий по реализации Стратегии, который предполагает конкретные действия для достижения целей. Планом мероприятий будут определены ответственные за реализацию каждого из них.
В соответствии с действующим законодательством, проект плана мероприятий будет направлен в законодательное собрание для рассмотрения и одобрения и далее принят правительством Новосибирской области. Ежегодно правительство будет готовить отчет о ходе исполнения плана мероприятий и направлять для рассмотрения в заксобрание. По итогам рассмотрения план может быть скорректирован и дополнен новыми мероприятиями.
В качестве основного варианта реализации Стратегии предложен сценарий, названный «Сибирский центр роста». Он предполагает, в частности, к 2030 году удвоение ВРП, рост производительности труда в 1,9 раза и т. д. Но в Стратегии указывается на то, что этот сценарий «исходит из прогнозного улучшения факторов как внутренней, так и внешней среды». А если никакого «улучшения» внешней среды не произойдет, останутся в силе или даже усугубятся различные санкции и ограничения? Окажется ли это фатальным для стратегических планов области?
В сложившихся конкурентных условиях мы должны ставить амбициозные цели и задачи. Конечно, факторы внешней среды могут оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие региона. Именно поэтому в Стратегии и рассмотрены сценарии развития, исходя из влияния факторов внешней и внутренней среды. Кроме сценария «Сибирский центр роста» рассмотрены еще два («Поступательный рост», «Ориентация на внешние рынки»), реализация которых возможна при определенных внешних и внутренних условиях. В рамках мониторинга реализации Стратегии у нас будет возможность снизить риски, предусматривать меры, направленные на достижение поставленных целей.
Среди потенциальных угроз стратегическим планам значится и такая: «утрата городом Новосибирском привлекательности среди сибирских городов в результате не решения задач по: снижению уровня преступности, повышению качества услуг здравоохранения и созданию комфортной и современной городской среды». Насколько такая угроза реальна?
Динамика социально-экономического развития регионов будет во многом определяться динамикой привлечения кадров. Новосибирск сегодня является центром притяжения для талантливых и амбициозных молодых людей из разных регионов страны. Высокий уровень развития науки и высококвалифицированные кадры задают основной вектор развития области – формирование инновационной экономики, ориентированной на разработку и производство современной конкурентоспособной продукции.
В ходе анализа сильных и слабых сторон, вызовов и угроз для развития Новосибирской области действительно была обозначена такая угроза. Поэтому, чтобы остаться регионом привлекательным для переезда из других регионов страны, необходимо сосредоточить усилия на создании комфортной и безопасной среды. Одним из трех приоритетов развития Новосибирской области, определенных Стратегией, является «Создание современной и безопасной среды для жизни, преображение городов и поселков Новосибирской области». В Стратегии поставлены задачи и обозначены направления деятельности органов власти, которые должны нивелировать данную угрозу.
Например, правительство Новосибирской области приняло ряд управленческих решений, направленных на значительное улучшение ситуации в системе здравоохранения. В соответствии с национальным проектом «Здравоохранение» сформированы региональные проекты Новосибирской области, направленные на создание условий для предупреждения и снижения материнской и младенческой смертности, стабилизацию и улучшение ситуации с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами, а также на развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи. Для повышения доступности и качества медицинской помощи осуществляется территориальное планирование сети медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В результате, за каждым жителем закрепляется конкретный участковый врач.
Стратегия предполагает рост численности населения Новосибирской области. Но, ее авторы признают, что демографические показатели ухудшаются последние несколько лет. Это касается как соотношения рождаемости и смертности, так и миграционной прибыли-убыли населения. Что позволяет говорить о том, что эту тенденцию можно будет изменить?
С 2012 года в регионе отмечен естественный прирост населения, который значительно выше, чем в большинстве других регионов страны, и эта тенденция сохранялась до 2016 года. В 2017 году в области вновь зафиксирована естественная убыль населения (-0,5 на 1 тыс. человек населения) на фоне резкого (на 10%) сокращения рождаемости (12,4 на 1 тыс. человек населения против 13,8 годом ранее). Приток населения за счет миграции, начиная с 2012 года, сокращается.
Но положительные экономические и социальные тенденции, реализация программ по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, модернизация системы здравоохранения на протяжении пяти лет обеспечили устойчивую динамику естественного прироста населения. За прошедшие десять лет население Новосибирской области выросло на 146,1 тыс. человек и в 2018 году достигло исторического максимума. Все это дает основания полагать, что рост численности населения Новосибирской области, запланированный в Стратегии, может быть достигнут.
Государственная демографическая политика Новосибирской области в ближайшей перспективе будет направлена на стимулирование рождаемости, миграционных процессов, предоставление государственной поддержки семьям с детьми, модернизацию системы здравоохранения.
Кроме этого, преодолению негативных тенденций в рождаемости будет способствовать реализации указа президента РФ от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», направленных на достижение целей национального проекта «Демография». Там указаны конкретные показатели, которых нам предстоит добиться.
Повышение рождаемости будет достигнуто за счет дополнительной поддержки семей при рождении ребенка, совершенствования механизмов защиты материнства и детства, включая реализацию программы материнского (семейного) капитала, повышения качества жизни семей с детьми.
Для снижения смертности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни планируется повысить доступность медицинской помощи, развивать ее профилактическое направления, о чем мы уже говорили.
Значимый вклад в снижение смертности и, соответственно, достижение национальной цели «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет)» внесут также меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, а также на снижение уровня преступности, травматизма на производстве, противодействие обороту контрафактной алкогольной продукции.
Первой из доминант социально-экономического развития Новосибирской области в Стратегии значится «ускоренное инновационное и технологическое развитие». На что делается расчет?
Важнейшим фактором инновационного развития Новосибирской области будет реализация проекта Академгородок 2.0. В декабре 2018 года утверждена дорожная карта по реализации плана развития Новосибирского научного центра (ННЦ) как территории с высокой концентрацией исследований и разработок. Одной из главных задач развития ННЦ является увеличение доли инновационной продукции в ВРП Новосибирской области ВВП России в целом. В первую очередь, востребованной на международных рынках. В основе развития ННЦ лежит реализация крупных научных проектов (в том числе проектов класса мегасайенс), проектов «полного цикла» от фундаментальных исследований до конкретных высокотехнологических продуктов и прорывных технологий, полученных на основе максимально быстрого перехода от фундаментальной науки до конечного производства.
Флагманом проекта развития ННЦ является центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ). СКИФ будет функционировать как самостоятельная структура, привлекая и объединяя организации и специалистов из разных областей научных знаний. Запуск первой очереди проекта намечен на 2024 год, ориентировочная общая стоимость оценивается более чем в 37 млрд руб.
Стратегия предполагает рост экспорта услуг. В первую очередь, медицинских и образовательных. Не опасаются ли в минэкономразвития, что реализация этих планов приведет к снижению доступности тех самых услуг для местного населения? Речь в данном случае идет как о физической доступности – отсутствии мест, конкуренции за право получить услуги, – так и о возможном росте цен на них.
Экспорт медицинских услуг является источником дополнительного роста доходов организаций здравоохранения и сопутствующих предприятий (отели, логистика, патронаж, сиделки и т. д.). Он сопровождается увеличением налоговых поступлений, а также улучшением качества медицинской помощи своим гражданам за счет увеличения врачебной практики и объемов финансирования. Формирует положительный имидж системы здравоохранения не только региона, но и страны в целом.
Кроме того, увеличение объема экспорта медицинских услуг создаст дополнительные рабочие места для местного населения, улучшит инфраструктуру медицинских учреждений и будет способствовать дальнейшему развитию научно-исследовательской медицинской базы.
Что касается физической доступности медицинских услуг для местных жителей, то в плане по увеличению объема экспорта медицинских услуг примут участие лишь те учреждения, где существует возможность размещать пациентов сверх предусмотренного госзаказом квотирования. В свою очередь, количество мест, предусмотренное для граждан России, останется прежним.
Активное включение образовательных учреждений Новосибирской области в конкурентную борьбу за привлечение иностранных студентов и расходы на территории обучения выступают дополнительным фактором стимулирования экономического роста региона, поэтому обучение иностранных граждан станет одним из доходных видов экспорта.
В процессе конкуренции будет расти качество образования, инфраструктура образовательных организаций – создание студенческих кампусов, современных учебных корпусов, студенческих бизнес-инкубатор и т.д.
У других сибирских регионов также есть или готовятся подобные, не менее амбициозные программы развития. Они заставляют регионы конкурировать друг с другом или, напротив, дополнять друг друга? В связи с этим, насколько целесообразной представляется подготовка новой общей Стратегии для всего Сибирского федерального округа?
С 2010 года реализуется Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, которая определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей. Вместе с тем за истекший период с принятием 172-ФЗ изменился подход к формированию системы документов стратегического планирования, изменились внешние условия, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие субъектов РФ. В 2019 году принята Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. В документе для каждого региона определены отрасли перспективной эффективной экономической специализации, рассмотрев которые можно сказать о высокой конкуренции среди регионов СФО. В настоящее время ведется работа по разработке стратегии макрорегиона, в рамках которой планируется предусмотреть развитие кооперации между регионами СФО, создание Сибирской конурбации.
Новосибирская область видит себя центром Сибирской конурбации с высоким уровнем развития инфраструктуры. Мы считаем важным разработку и принятие стратегии развития Сибири с учетом разработанных документов стратегического планирования в рамках 172-ФЗ.
Фото: минэкономразвития Новосибирской области, Институт ядерной физики СО РАН, архив Sibnovosti.ru