Владимир Федосеев: Дирижёрская профессия - это секрет

Владимир Федосеев: Дирижёрская профессия - это секрет

Дирижер, народный артист Советского Союза Владимир Федосеев рассказал о работе в Большом симфоническом оркестре, классической музыке, профессии дирижера.

Дирижер, народный артист Советского Союза Владимир Федосеев в интервью TV BRICS https://tvbrics.com/shows/vladimir-fedoseev-dirizhyerskaya-professiya-eto-sekret/ рассказал о работе в Большом симфоническом оркестре, классической музыке, профессии дирижера и пр., сообщает корр. www.sibnovosti.ru/

В этом году 45 лет, как Вы работаете с Большим симфоническим оркестром, а каким был оркестр Чайковского тогда, в 74-м, когда Вы только-только пришли?

45 лет уже? Боже мой! Так быстро время идет. Это был один из лучших оркестров России, Советского Союза. В 74-м году вдруг мне предложили возглавить этот оркестр. Я испугался сначала. Потому что это был уже слаженный коллектив, имеет историю.

Исторически это был такой оркестр, который играл и современную музыку, и классику. В эту пору я уже в аспирантуре учился, на дирижерском факультете. Но все началось с поездки за рубеж. И это мне даже как бы несколько облегчило задачу. Потому что Запад, Япония - первая даже была с оркестром.

Они признали меня, был успех, и поэтому как-то мне стало немножко легче. «Нет пророка в своем отечестве» – есть такая истина.

Вот в течении 45-ти лет я иду по этому пути. Сама профессия дирижера, она немолодая профессия, требует опыта, взаимоотношения с другой культурой, с познаниями разными. Поэтому все я начал это приобретать.

Однажды Вы про себя сказали: «через баян попал в классическую музыку». А как народное искусство повлияло на всю вашу дальнейшую работу и творчество?

Как раз народное искусство и явилось основой моего дальнейшего пути. Ведь в нашей России все наше великое творчество идет от народного искусства. Возьмите Глинку, возьмите Чайковского, Мусоргский.

Все это ведь рождает дальнейшее. Поэтому я счастлив, что я вышел из народного искусства, познал народное искусство, народное пение, народный быт, оно много очень мне дало.

Конечно, мне было нелегко, и многие мне мешали в этом пути. Все было, все было. Но эта борьба, она мне все время давала повод идти дальше. Не слушать, не возмущаться, а идти к познанию мира, к познанию культуры других стран. Это мне помогало.

В марте этого года Вам вручили почетную «Золотую маску» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Симфония – это тоже театр - музыкальный театр. В симфониях есть содержание такое, как в театрах. Для меня это было естественно, я понял. Но я не ожидал так быстро получить то, что обычно театральным работникам давали, мастерам, актерам. Но вот вдруг мое имя возникло.

Действительно, я много сделал именно в театре. Но, к сожалению, не только в России, не только в Советском Союзе. Скорее, больше всего на Западе. Я работал и в миланском театре La Scala и в Цюрихском оперном театре, и в Венской опере.

Я много сделал постановок русских, в основном, и не только русских опер, с режиссерами, с актерами прекрасными, с певцами. Когда прочитал сам о себе, оказывается, я много сделал. Благодарен я и «Геликон-Опере», в которой в последнее время я удосужился работать с этим прекрасным театром, где замечательная атмосфера дружбы, любви, забота о будущем.

Вы сказали, что профессия дирижера, это такая профессия немолодая. У каждого дирижера есть свои какие-то штрихи, свой определенный почерк. А Владимир Федосеев – это какой дирижер? Он мягкий, он жесткий, он компромиссный или, наоборот, – он такой, очень непримиримый?

Он разный. Очень разный. Смотря, какой оркестр, с кем мне предстоит играть, какую программу. Я все взвешиваю, начинаю, так сказать, щупать, проверять музыкантов, их высоту, проблематику, если это есть. И сразу понимаю, какую я должен вести репетицию и как. Но, в основном, конечно, я не диктатор.

Есть дирижеры, которых боятся. А меня, я думаю, не боятся. Лучше, когда музыкант уважает дирижера и верит ему. А вот боязнь – она закрывает часть таланта музыканта, который играет. Я знаю такие примеры, я не хочу об этом говорить, но есть такие жесткие дирижеры. Но мне больше нравится мягкость – любовь проявлять. Если даже музыкант не соответствует, то ему помочь.

В молодом возрасте не каждый понимает, что играет подчас. Все это заставляет меня быть очень внимательным, к каждому оркестру, в любой стране. Встречались на пути люди, которые помогали. Конечно, я бы в одиночку не прожил бы.

Но помог, очень сильно, как ни странно, Запад. Когда меня пригласили в Вену возглавить Венский оркестр, вот тут та же ситуация: «пророков нет в своем отечестве». Она мне сильно помогла быть в своем отечестве, достойно.

Для меня этот путь долог, но дирижер в молодом возрасте… конечно, есть вундеркинды. Тот же Моцарт мог в семь лет дирижировать свою симфонию, которую написал… Но все-таки для этого требуется жизнь, опыт, знания. Знания всех культур, общение, навык. Да и просто дирижерская школа должна быть.

К сожалению, в России у нас не было такой дирижерской школы. К нам пришла эта школа из Германии. Я получил эту школу. Потом уже добавлял знания, общался с великими дирижерами. До сих пор продолжаю этим заниматься. Потому что останавливаться нельзя. Здесь нет хода назад.

Мне помогает жена Ольга Ивановна, которая тоже музыкант, и вот она меня критикует иногда. Я, вообще, не боюсь критики, она всегда полезна. Если только злая какая-то критика, то другое дело. Так что мое служение музе искусства продолжается.

Вы как раз начали говорить про работу с зарубежными театрами. Вы долгие годы возглавляли и Венский симфонический оркестр, работали и в Японии, и в Швейцарии. А в чем разница между русской, российской школой и европейской или даже азиатской?

Школы несколько другие. Самая лучшая школа для струнных оркестров – наша, русская считается. И она существует. Когда я бывал в Америке, в Соединенных Штатах, я видел эту школу. Туда она пришла. Так что наша школа очень сильная, именно для струнных.

Для духовых в других странах более сильная. Японцы даже тогда, когда они мало понимали по-английски, был только японский, все-таки достаточно было уже взгляда и рук – они очень быстро это воспринимали и на все вопросы отвечали точно. Но сейчас японцы обладают большим прекрасным оркестром, прекрасной дисциплиной, это отличает их от других. Никаких проблем не возникает.

Но вся суть, характер звука - это надо приобретать. Для меня главная задача – это получить от оркестра звук. Человеческий, певческий звук. Все 45 лет я добиваюсь вот этого пения в оркестре. Что мне, как говорят, удается. Оркестр узнаваем, через даже репродуктор.

Ведь не все равно, кто поет: Лемешев или Козловский. Так и оркестр нужно, чтобы узнавали, кто играет. Вообще дирижерская профессия - это полный секрет. Никто не может сказать – как стать дирижером.

Многие стараются бросить свою скрипку или рояль вовремя, потому что возраст идет, техника не так сохраняется, они ищут выход на дирижера. Думают, что дирижер – это легче. Или еще есть такое: сфера влияния у дирижера больше, чем у музыканта простого. Может быть, так это привлекает.

Во время своих гастролей Вы не раз были в Китае, и, наверное, работали с китайскими артистами, музыкантами. Было такое?

Было, да. Не так долго. Больше с японцами общаюсь. Но китайцы - они нация, которая набирает все. Прекрасная дисциплина, прекрасное выполнение задачи. Если стоит задача техническая, технически они очень хорошо все выполняют. Другое дело, разные души. Ведь русская душа – она необъятная. Загадочная душа, действительно, загадочная. Смотрите, наша душа или наша нация, она скорее всех может войти в любую нацию, как бы в душу. Не то, что влезть, нет. Она может очень быстро войти в культуру любого народа, очень быстро.

Возьмите Глинку, который долго жил в Испании и там работал. Испанцы считали, что он – испанец, а не русский. Тот же Свиридов, наш композитор, который на стихи Бёрнса написал романс, и шотландцы считают, что это не русский, это «наш». Или как мы сыграли Бетховена всего в Вене, все бетховенские симфонии. Газеты написали, что да, это Бетховен, но только более «глубокий». Как это понять? Это похвала?

Наверное, похвала.

Мы такой народ. Наша культура - она, конечно, богатая и обширная, и она влияет на все. Наш Чайковский в любой стране почитается, без Чайковского лучше не приезжать никуда.

Про поездки. Десять лет назад у Большого симфонического оркестра было такое масштабное, практически кругосветное турне, и начиналось это турне с Бразилии. Знаю, что в Бразилии нашу классику очень уважают, ее знают. А как бразильцы принимали российский оркестр, какая была публика?

Да замечательно принимали. Ведь мы там играли и бразильских композиторов. Понимаете, музыка бразильских композиторов - она очень народная. Эту народность мы быстрее ощущаем, чем, может, некоторые другие страны и музыканты. Поэтому все, что мы играли бразильского, народ воспринимал как свое, как подлинное. Мы имели большой успех в Бразилии.

Да и в любой стране, я помню, как мы в Испании играли испанскую музыку. Вместо цветов нам подносили ребенка маленького. Я его взял, маленького, и поставил на пульт, и дал ему палочку, и его рукой дирижировал «бис». Такие были ситуации, и цветов тут даже не надо. Наоборот, я вам не могу ни одного примера привести, чтобы немец или англичанин сыграл «на русскую» что-то, этого нет.

Самопроникновение в другую культуру у русских получается, короче этот путь и правильнее. Много примеров, когда наша культура глубоко связывается с другой культурой и делает ту культуру более, может быть, значительнее.

Как раз с бразильской музыкой Вы познакомились чуть-чуть пораньше, чем начали готовиться к поездке в Бразилию. В Большом зале Московской консерватории Вы играли, впервые, наверное, в столице звучала музыка бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса. Насколько легко нашим музыкантам давались эти мелодии? Как наша публика воспринимала необычные бразильские мотивы?

Мы очень талантливы в том, как внедряться в другую музыку и делать ее для той страны, которой мы играем, привнося в эту музыку свою глубину и экспрессию. Вот и все. Поэтому мы не музейную музыку играем, нет. Мы вкладываем в эту музыку свою душу, и получается как бы двойная душа, и та, и наша.

А в других странах БРИКС Вам не приходилась бывать? Мы поговорили про Бразилию, про Китай, а вот в Индии, допустим, или в ЮАР были?

В ЮАР я не был, а в Индии был очень даже долго. В Индии мы там играли, и Джавахарлал Неру нас слушал сам, и Индира Ганди. Такая поездка незабываемая была. После каждого концерта нам дарили подарки, в основном, портреты Ганди. Это народ такой, тоже очень близкий к нам по духу, по характеру.

Музыкальный сезон подходит к концу. Что в ближайших планах? Куда оправитесь? Или уже везде поездили и будете только в России выступать?

Сейчас едем в Грецию, едем в Барселону, Словакию. У нас постоянно идут гастроли, они очень нас насыщают виденьем Запада, другой музыки, других народов. Очень много нас спрашивают, это приятно.

Гастроли поездки, путешествия – это все очень непросто. А кто Вам помогает? Вы говорите, что Ваша жена Вам помогает. Она с Вами на гастроли всегда ездит?

Конечно, да, всегда, мы не расстаемся никогда.

То есть Ваша жена – Ваша муза и хранительница, всегда Вас сопровождает?

Да. У нас одна дорога. Это прекрасно.

Фото с сайта __www.tvbrics.com

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Сотни тысяч тонн продукции, борьба с фальсификатом и глобальные планы на будущее

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

26 октября 1944 года Красноярский цементный завод выпустил первую партию цемента

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

В 2024 году на предприятии запущена в эксплуатацию новая высокотехнологичная линия

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Специалисты подсказали, как грамотно использовать накопления

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

В городе Норильске Красноярского края продолжается капитальный ремонт инженерных сетей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Изюминкой Дня открытых дверей станут сорок интерактивных площадок от партнёров университета

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Уже завтра новая аудитория Университета Решетнёва перейдет в деловой режим работы

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже

СТАТЬИ >

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

В Красноярске

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

70 участников из 10 регионов России делятся опытом и проектами, подчеркивая роль спорта в решении социальных проблем и развитии общественных инициатив

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Общество

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

В красноярской школе на ученика упал шкаф

В красноярской школе на ученика упал шкаф

На полу класса были следы, похожие на кровь

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Бизнесмен на данный момент отбыл 2/3 от срока