Кирилл Набутов: «Красноярск — одна из столиц свободного российского телевидения»

Кирилл Набутов: «Красноярск — одна из столиц свободного российского телевидения»

О судьбах страны, красноярском телевидении и отечественном футболе

В октябре в Сочи прошла конференция «Телеком-2020», организованная компанией «Триколор». На протяжении нескольких дней российские журналисты и блогеры общались с экспертами в области медиа и it-технологий. Одним и выступавших был Кирилл Набутов, спортивный комментатор, журналист, телеведущий и продюсер. Sibnovosti.ru поговорили с ним о судьбах страны, красноярском телевидении и отечественном футболе.

- Как навас отразился период пандемии? 10 дней назад, выступая на отраслевой конференции по зуму, вы признались, что только что выздоровели.

  • К счастью, не сильно пандемия отразилась, у нас в семье нет заболевших. У меня был тяжелый бронхит, это периодически бывает, просто в этом году долго продолжался, но все анализы отрицательные. Моя дисциплинированная жена организовала наш переезд на дачу, как только была объявлена первая волна в конце марта. Нам это было несложно, поскольку дача находится в черте Петербурга.

- В доходах серьезно потеряли?

  • Нет, мои источники доходов не очень сильно связаны с процессами, которые запустились из-за коронавирусной самоизоляции. Если бы владел рестораном или чем-то еще в этом роде, куда ходят люди, то это бы сказалось. Мой сын управляет гостиницей не в нашем государстве, вот по нему это ударило очень сильно. Другой вопрос: что считать ударом? Это нормальные волнообразные движения в жизни, отношусь к этому философски. Поскольку я не совсем нищий, то не заметил существенного снижения качества жизни. Хотя подчеркну, мы не живем роскошной жизнью, возможно, поэтому некоторое снижение качества жизни было не так заметно.

- У вас было много проектов на телевидении достаточно резонансных, где вы были на передовой в плане новых идей и подачи, я имею ввиду «За стеклом», «Большие гонки» и т. д. Похоже, что вы в некой степени виновник-прародитель современного ящика! Особенно это касается федеральных каналов, где качество тех же ток-шоу оставляет желать лучшего.

  • Сегодня картина телевидения (если вы имеете в виду крупные федеральные каналы, с которыми я работал в той или иной степени), отличается от той, какой она была раньше: диаметрально противоположная! Когда вы употребляете слово «шоу», в первую очередь надо понимать его значение в английском языке. Шоу — это телепрограмма, это не спектакль развлекушетельный. Вы правильно употребляете понятие «ток-шоу», но «Большие гонки» или «За стеклом» — это очень далеко от ток-шоу. Сегодня наблюдаем усиление и обострение прямой, лобовой пропаганды. Телевидение сейчас является сбором новостей и управляемых, сильно-монтированных, цензурированных разговоров, которые у меня язык не поворачивается назвать никаким шоу, потому что это им не является. Взять передачу «60 минут» (выходит на телеканале «Россия-1»), которая не имеет ничего с заимствованной программой с CBS, где «60 минут» — сборка нескольких эксклюзивных спецрепортажей. То же самое про «Время покажет» на Первом, куда меня звали ведущим, когда она запускалась. Это все отцензурированное, с очень четко ограниченным набором персонажей. Невероятно скучные разговорные программы, где главным инструментов является крик. Я никогда не занимался ничем подобным, потому что это чрезвычайно скучно, даже не говорю о политической составляющей, о степени консервативности и неолиберальности того, что они там говорят. Главное, что люди, которые это делают и там работают (а я это знаю от них самих), прекрасно понимают, чем они занимаются.

- В той повестке, которой мы живем, можно делать интереснее?

  • На мой взгляд, использование слово «повестка» неправильно с точки зрения русского языка, оно вдруг везде появилось. Повестки существуют только две: в суд и в военкомат, других не бывает. Есть повестка дня, как список дел или тем, которые сегодня обсуждаются. «Вот эта тема стоит на повестке дня!» — так говорят по-русски. Поэтому все эти политические повестки — когда слышу, у меня рвотный рефлекс возникает, импульс внутренний. Сегодня мы живем в обстановке поздней квазиавторитарной власти, которая использует свои рычаги, чтобы максимально поддавливать со всех сторон то, что пролезает. Все процессы активизировались с историей с Украиной, это все наложилось на несколько кризисов экономических, народ растерян, начались брожения. Но поскольку народ формирует свое впечатление о жизни благодаря основным телевизионным каналам, то по ним лупится максимально тяжелыми молотами, как в кузнечном цеху. Вы живете в Красноярске?

- Да!

  • Далеко ходить не надо, Красноярск — это одна из столиц свободного российского телевидения. Так было, но это не значит, что так и есть. Вы знаете судьбу «Афонтово», ТВК. Я могу привести достаточно примеров таких городов на просторах России. И это даже если не брать Москву и Питер.

- Ну, топ всегда были Красноярск, Екатеринбург и Томск!

  • Вы совершенно правильно назвали эти города и прекрасно знаете, где и какая ситуация.

- Кстати, вам не кажется, что происходит с теликом, уже давно произошло в российском футболе? За Уралом профессиональных команд на сегодня пальцев двух рук хватит, чтобы посчитать!

  • У меня своя точка зрения по поводу того, что происходит в нашем футболе. Ничего удивительного в этом нет, мы, русские, увы, никогда не будем хорошо играть в футбол. Вы же не считаете большим успехом по линии футбола 5-8 место на домашнем чемпионате мира при великолепно организованной группе, из который нельзя было не выйти?!

- Если сравнивать с 2008 годом, 10 лет назад мы голландцев переигрывали, а в 2018 мы просто от испанцев отпинались.

  • Во-первых, были мертвыми испанцы, их сборная к тому времени закончилась. Что она представляла на самом деле, мы видели в 2008 году, когда два раза проиграли им всухую. Вот тогда была сборная Испании. Я уж не говорю, что в России нет хороших футболистов. Причем в группе в 2018 году с нами были Саудовская Аравия и Египет, которых мы задушили собственным гостеприимством так же, как и хорватов, не буду тут вдаваться в подробности. В общем, было бы странно, если бы наши из группы не вышли. Испанцы были мертвые, но хорошо, что по пенальти мы их победили. Исторически российский футбол это не поставило на какую-то другую высоту. Мы не будем никогда играть хорошо в футбол. У нас климат и менталитет не те. В Сибири и на Урале, как только кончился «совок» и кончилась гегемония Москвы и армии во всем, начался расцвет хоккея. Появилось огромное количество команд, откуда раньше забирали игроков в ЦСКА и «Динамо», а теперь они играют в «Магнитке», «Ак Барсе», «Сибири», «Авангарде» и так далее.

- Согласен, у нас в Красноярске «Сокол», выступающий в ВХЛ, в минувшем сезоне стал самой посещаемой командой города по всем игровым видам спорта.

  • Потому что у нас страна, где 10 месяцев зима, остальное осень, у нас везде есть лед. Мальчики исторически везде могли играть в хоккей, а хоккеисты, как и футболисты, растут на улице. Я понимаю, вы скажете, что есть крытые спортзалы, манежи для футбола, но их очень мало, плюс парни все равно проводят время на улице. Поэтому наше — это хоккей, лыжные гонки и все от них производное вроде биатлона.

- Возвращаясь к теме телевизора. Смотрел презентацию вашего проекта на «Триколоре», посвященного 75-летию победы. Зацепил нетривиальный подход к войне, не такой «ура-патриотический», как на многих центральных каналах, а человеческий. Та же Алиса Фрейндлих рассказывает, как жилось в блокаду, из первых уст.

  • Это проект «Триколора», мы просто кое-что что-то для него сделали. Как мы пришли к такой подаче? По-моему, только так и надо делать. Со временем правда о тех событиях забывается, появляются новые поколения. А молодежи же неизвестно, что знают старшие! Поэтому многим кажется, что самое простое — тиражнуть, не особо запариваясь, то, что уже было написано. Плюс к тому же нам сейчас рассказывают, что мы находимся в особом историческом периоде, когда кругом враги, которые хотят обязательно украсть нашу победу, исказить исторические факты. Поэтому не надо говорить про Катынь, Киевский и Харьковский котлы, про катастрофу Ленинграда, который оказался почему-то неготовым к блокаде, Финскую войну, про 41-ый год… А мы просто делали элементарные вещи: находили людей, и они рассказывали человеческие, свои истории, чтобы хоть кому-то показать кусочек правды.

- Там были известные люди. Перечислите, кто. Я видел Фрейндлих, Фоменко что-то рассказывал… Я так понимаю, что это Ваши близкие друзья и знакомые. Как они восприняли идею участия в этом проекте?

  • Дело в том, что тех, кого вы назвали, мы снимали еще зимой для первого запуска канала ко Дню Победы в марте. Это были истории, посвященные непосредственно войне, поскольку приближалось 75-летие Великой Победы. Канал запускался под этот информационный повод и поэтому назван «День Победы». Теперь — следующий шаг. Канал расширяет свою платформу, теперь это не только воспоминания, рассказы про войну. У него появился подзаголовок «Достижения большой страны», то есть наши победы в самых разных областях, не только на поле боя против фашизма. Сейчас будет много историй про людей, которые добились больших успехов и в других областях. Просто чтобы вы представили себе тематический размах, вот, к примеру, такие герои: Витя Боярский, знаменитый антарктический путешественник, который в составе международной группы из шести человек на лыжах и собачьих упряжках совершил рекордный в истории переход по Антарктиде — 6,5 тысячи километров за 220 дней (только лыжи и упряжки!), расстояние больше, чем от Москвы до Красноярска. С другой стороны – легендарный тренер по синхронному плаванию Татьяна Покровская, которая с 2000-го года выиграла все золотые медали, какие существуют в этом виде спорта. С третьей стороны – дважды номинант «Оскара», самый знаменитый художник-аниматор Константин Бронзит. С четвертой стороны – легендарный кардиохирург Лео Бокерия. Это все люди, которые в мире продвинули страну, добившись очень больших побед на своих участках фронта, если это можно так назвать. Мы решили это сделать для того, чтобы расширить наше представление о стране, чтобы не создавалось впечатление, что все, чего мы достигли – это только победа в Великой Отечественной войне.

- У меня школьный вопрос от 12-летнего Димы. В 1995 году в канун 50-летия Победы мы, будучи шестиклассниками, носили приглашения в школу ветеранам войны на школьный праздник по случаю Дня Победы. Честно могу признаться, что половина ветеранов нам даже не открыла дверь. У меня до сих пор вопрос: как вы считаете, они просто не хотят вспоминать или 90-е годы не самые лучшие на свете, и все боялись?

  • Я думаю, что здесь свобода совершенно не ни при чем. Свободы было, конечно, больше, чем сейчас, но она подчас принимала уродливые формы. Я думаю, наверное, что основная причина в том, что общее настроение тогда у людей, в первую очередь, у старшего поколения (ветеранам тогда было 70-75 лет) было тяжелым. Практически по всем по ним сильно ударил распад Советского Союза и конец большевистской власти. Жилось подавляющему большинству трудно, плюс ко всему было понятно, что и на улицах не спокойно. Вы, живя в Красноярске, знаете, что было…

- Мы читаем новости до сих пор о том, что было…

  • Вот-вот. Плюс ко всему, тогда, в 90-е, маятник качнулся в другую сторону, и стали вслух говорить про войну очень многое из того, о чем раньше не говорили. Многие старшие считали это оскорблением прошлого, поруганием святынь, и не хотели с этим больше иметь ничего общего. Поругание святынь тоже было, хотя большей частью просто было рассказано больше настоящей правды о войне. А она очень некрасивая бывает. Я не могу ответить за этих людей, но думаю, что комплексные были причины. Вы сегодня тоже придите и позвоните кому-нибудь в дверь с бухты-барахты, где гарантия, что вам откроют?!

- Согласен…

  • Мы живем в России, в талантливой в криминальном смысле стране… У нас много талантливых воров разных специальностей.

- Вспоминая «Один день» с Олегом Романцевым – это некий учебник телевидения, особенно в то время. Я на заре своей журналисткой карьеры брал интервью у Романцева в 2003 году, когда он только «Спартак» покинул. Не буду говорить, в каком он был состоянии…

  • Пьяный был?!

- Назовем это так: был не очень свеж. Почему погасла его тренерская звезда так быстро? До сих пор же тренируют и Хиддинк, и Адвокат, Бердыев, Семин, Газзаев. Все на плаву, а у Олега Ивановича все закончилось, по сути, девяностыми.

  • Я могу не знать всех обстоятельств. Поэтому мое предположение будет умозрительным. Во-первых, в спорте, особенно в футболе, как в одном из самых сложных видов спорта, очень часто какой-то один факт, один взгляд, одно слово, один пропущенный мяч могут иметь судьбоносное значение. Таких случаев миллион. Может быть, если бы Филимонов не пропустил от Шевченко знаменитый удар в матче Россия – Украина, Романцев был бы спасителем нации, и все бы пошло иначе. Ему нужно было выиграть шесть матчей для того, чтобы спасти команду, выйти из группы, и он выиграл пять. А в шестом вот этот нелепый гол, вратарская пенка – и все…

- Да, выиграли пять…

Да. И шестой с Украиной не выиграли. Все шло нормально, и вот в конце вратарь Филимонов пропускает. Это закончило его карьеру полностью. На этом, мне кажется, произошел и перелом внутри Романцева. Если бы тогда он вышел из группы со сборной, он был бы спасителем нации, и его жизнь могла двинуться по-другому. Второе: Олег человек «поддающий», хотя в футболе и хоккее не поддают только стулья на трибуне (но это раньше так говорили, сейчас-то они все профессионалы, они за собой следят). Мне кажется, что он человек слишком искренний. И слишком искренне ко всему относясь, он не рассчитал свои силы и надорвался, пропустил какое-то количество ударов, после которых трудно восстановиться. Романцев был одновременно президентом «Спартака» и главным тренером. Надо ему это было?

- Еще же и сборная – третье место работы…

  • Нес на себе это бремя в окружении разных ребят с сомнительной репутацией. Были там такие дельцы футбольные — Заварзин и Есауленко, которые крутились вокруг него, а он тащил их на себе. Это невозможно чисто эмоционально. Возможно, поэтому и поддавать больше начал. Мне кажется, что он в какой-то момент выгорел. Очень сильно выгорел. Мне его жалко, потому что он человек очень искренний, тонко чувствующий. А что касается «Одного дня Романцева», то это был вообще самый первый выпуск программы «Один день», и я Олегу признателен за то, что он согласился сниматься, не зная, что за программа, как ее снимают. И мы начали ее у него дома, утром, он нас встречал в халате…

- Другой наш земляк Александр Федорович Тарханов возглавил «Енисей». Тогда говорили все: «Родной-земляк приехал, родная земля, родственники, красноярский футбол поднимаем с колен» … Начался сентябрь, и след Александра Федоровича простыл, и он очнулся в теплой Софии. Как думаете, почему так произошло – подписываешь двухлетний контракт, а уже через три месяца на золотых песках?

  • Я конкретных обстоятельств не знаю, но я последние пару лет приезжал в Красноярск – в этом году и в прошлом. Я слышал о происходящих в клубе событиях: там мало кому понравится работать. Профессиональный футбольный клуб – это такая особая среда. Я не хочу употреблять слов «гнилая», но там всегда очень много брожений. Это всегда завязка на политику, там всегда влияния есть. Вон «Барселона» посыпалась, потому что в какой-то момент большое руление Месси начало мешать всему процессу. Никто без Месси слова не может сказать. Проблема в «Зените» – проблема Дзюбы. Они дружили с Семаком, а теперь Семак его меняет – Дзюба демонстрирует недовольство. Тарханов не тот уже, он не очень молод, ему уже к 70-ти. Насчет того, что он родился в Красноярске: когда речь идет о профессионалах, это не имеет решающего значения. Иначе человек не слишком профессионал.

- То есть логика такая: Суриков, Хворостовский, чего бы они добились, если бы вовремя не уехали?

  • Нет, я этого не говорил. Есть разные судьбы, но если в человеке открываются какие-то таланты, то те, кто их открыл, будут видеть, что для Димы Хворостовского Красноярск становится тесноват, ему нужно попасть на мировую арену. Или Денис Мацуев из Иркутска – та же самая история. Он не хотел уезжать из Иркутска, его убедили тем, что он в Москве сможет ходить на его любимый «Спартак». Он поехал ходить на «Спартак». Тот же Суриков попадает в «тусовку» другого масштаба, которой он соответствует по своим талантам. Так происходит с людьми из глубинки, когда они попадают в столицу: у них больше шансов проявить себя. Логика человечества подсказывает, что эти шансы нужно использовать. Потому что бриллианты рождаются нечасто, их нужно огранить.

- Недавно смотрел «Редакцию» Пивоварова. Там Савин, который КраСава, сказал, что за 20 лет в спортивной журналистике никого круче так и не стало, чем Василий Уткин. Вы согласны с этим мнением? Как относитесь к тому, что Уткин постоянно хейтит питерский «Зенит»?

  • Какой любопытный вопрос… Я Ваську хорошо знаю. Не помню, чтобы он какой-то спортивной журналистикой, кроме футбола, занимался… А футбол-то изнутри он не понимает. Поэтому я разделяю двух Васей Уткиных: с одной стороны, это парень, которому повезло случайно в 90-е: некого было сунуть на чемпионат мира по футболу, и его как любителя футбола сунули то ли репортаж вести, то ли передачу – он так и оказался в футболе. Он не шибко глубоко разбирается в нюансах игры, но, с другой стороны, он насмотрен, начитан. 25 лет в этом деле.

- Мне Олег Гарин рассказывал, что в 90-е Уткин подбегал и спрашивал правила… Вне игры не понимал, что такое.

  • С другой стороны: Вася – человек очень одаренный: у него очень хороший слог, хорошее чувство юмора, есть чувство ритма, он выработал свой стиль. В этом он большой молодец. И он интеллектуальный парень. В этом смысле Вася красавчик. Для меня это два разных персонажа. Что значит он хейтит «Зенит»?

- «Империей зла» постоянно называет.

  • Вася профессиональный медийщик, журналист, ведущий, комментатор… А что касается нюансов футбола…

- Достаточно посмотреть, как человек к мячу подходит…

  • Совершенно верно. Вася показывает, что не нужно быть звездой футбола для того, чтобы быть футбольным обозревателем, ведущим шоу о футболе. Его понимание непосредственно игры, тактики и прочего становилось понятным, когда нужно было вести прямой репортаж. Не передачу с обзором состоявшегося матча или тура и вопросами звездам, а прямой репортаж, когда вылезают вещи, по которым сразу становится понятно, насколько человек знаком с футболом изнутри, много он футбола через себя пропустил или нет. В целом же Васька очень талантливый парень, что заслуженно ведет к медийной славе. С критикой «Зенита» все просто: Вася может болеть за любую команду, имеет право. Но всем известно, что в Интернете лучше всего заходит хейт, некая острота, вброс, который вызывает вал репостов, комментариев, волну ответов, встречный хайп. Это подогревает интерес к тебе, к твоему аккаунту, растет число подписчиков…

- То есть Вася современный хайпожор?

  • Я не люблю это слово, оно вульгарное. Когда Радимов называет Плюща хайпожором, мне кажется, он сам себя роняет. Как бы он ни относился к Плющенко, Евгений — великий спортсмен. Да, он находится в определенном положении, в руках ловкой, оборотистой супруги и все такое прочее. Ее, может быть, и можно назвать этим словом. Но когда выдающийся футболист Радимов называет Плющенко, великого фигуриста, этим словом – мне кажется, зря. Есть некая солидарность больших спортсменов, которые знают по себе, что значат победы в спорте. Так что Вася – хайпожор или нет? Я бы сказал, что он работает на этом поле, действует по правилам, которые могут принести результат. Я думаю, что его отношение к «Зениту» не такое ужасающе-кошмаристое, как может кому-то казаться. Но могу ошибаться.

текст: Дмитрий Усков

фото: admkrsk.ru, МИА "Россия Сегодня", скриншоты видео Первого канала и НТВ

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Сотни тысяч тонн продукции, борьба с фальсификатом и глобальные планы на будущее

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

26 октября 1944 года Красноярский цементный завод выпустил первую партию цемента

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

В 2024 году на предприятии запущена в эксплуатацию новая высокотехнологичная линия

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Специалисты подсказали, как грамотно использовать накопления

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

В городе Норильске Красноярского края продолжается капитальный ремонт инженерных сетей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Изюминкой Дня открытых дверей станут сорок интерактивных площадок от партнёров университета

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Уже завтра новая аудитория Университета Решетнёва перейдет в деловой режим работы

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже

СТАТЬИ >

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

В Красноярске

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

70 участников из 10 регионов России делятся опытом и проектами, подчеркивая роль спорта в решении социальных проблем и развитии общественных инициатив

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Общество

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

В красноярской школе на ученика упал шкаф

В красноярской школе на ученика упал шкаф

На полу класса были следы, похожие на кровь

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Бизнесмен на данный момент отбыл 2/3 от срока