Ирина Тельнова: Плюс пандемии. Самое главное для компании – человеческое здоровье
Эксперт Института экологии Высшей школы экономики о постковидной реальности
Эксперт Института экологии Высшей школы экономики Ирина Тельнова на Красноярском экономическом форуме стала модератором площадки, где обсуждалась реальность и будущее бизнеса в эпоху постпандемии. В интервью Sibnovosti.ruона рассказала о том, какие выводы сделаны предпринимателями, станет ли удаленная работа постоянной и о чем задумались крупные компании.
Все мы знаем опыт того же «Норникеля», который во время пандемии потратил более 20 млрд рублей на борьбу с коронавирусом, есть опыт РУСАЛа и других крупных компаний. А много ли было тех, кто на поддержку сотрудников и населения, скажем так, забил? И почему они так сделали?
Если говорить в целом, то в сложной ситуации оказались компании среднего и малого бизнеса, которые экономически не смогли вывезти этот локдаун. Они оказались перед выбором – сворачивать бизнес или резать хвосты. Большие компании могли позволить выполнять свои обязательства. Тот же «Норникель», как вы правильно сказали, ввел эмбарго на увольнения на весь период пандемии. Но говорить о том, что это повсеместная практика, нельзя. Компании без подушки безопасности были вынуждены искать выходы, одним из которых было сокращение персонала. Это было повсеместно.
Насколько сейчас ситуация меняется? Или пока все сидят тихо и ждут?
С одной стороны, все надеются на лучшее. На Красноярском экономическом форуме все говорят о постпандемии, о том, что все закончилось. Но по факту ни у граждан, ни у бизнеса нет никакой уверенности, что не будет третьей, четвертой, пятой и так далее волн. Но уверенность есть в том, что ситуация стала более понятной. Если мы говорим о секторах экономики за исключением туристического и ресторанного бизнесов, то все научились работать удаленно и организовывать свою работу в нынешних условиях. Но глобально средний и малый бизнес на паузе в ожидании более понятного состояния и реакции государства. Большие компании напротив – развиваются, начинают глобальные инвестиционные проекты и уверенно смотрят в будущее. Тот же РУСАЛ анонсировал в рамках КЭФ проект на 10 тысяч рабочих мест.
Если взять компании, где не надо работать руками. Насколько крепко формат удаленной работы вошел в нашу жизнь? Станет ли это трендом на будущее?
Тренд мы видим во всех больших мировых корпорациях. В российских компаниях это нашло отражение тоже. Исторически было сложно перестроиться, но, как я считаю, в России это получилось – увести часть персонала на домашнюю работу, не потеряв эффективность, и сократить те же издержки на содержание офисов. В то же время многие компании столкнулись с эмоциональным выгоранием сотрудников. Не думаю, что большая часть сотрудников останется в онлайне, будет некий гибридный формат. Потому что не стоит забывать, тем более если мы говорим о регионах, о простых бытовых вещах – оборудовать комфортное рабочее место в тишине в среднестатистической квартире довольно сложно. Большинство рядовых сотрудников такого себе позволить не могут.
Тогда резюмируя: назовите минусы и плюсы, которые вынесли российские компании за последний год.
Минус – это большой удар по малому и среднему бизнесу. Большая часть бизнеса просто убита. Это очевидно. Восстановиться будет очень сложно целым отраслям и индустриям. И это вселяет некий моральный страх предпринимателям. Он останется еще надолго. А плюс безусловный – время пандемии стало такой тренировкой, когда компании смогли потренироваться в разных форматах работы, с той же удаленкой. Причем удаленная работа – это не просто ненахождение сотрудника в офисе, это формат большего делегирования полномочий и большего доверия сотруднику. Плюс – это медицинские программы, которые запустили большие компании. Тот же «Норникель» анонсировал на КЭФе запуск собственной медицинской сети. И скорее всего эти сети останутся в компаниях навсегда. Плюс – это осознание компаниями человеческого потенциала, понимание, что самое главное для компании – человеческое здоровье и ресурс.
Напомним, повестка форума ориентирована на поиск решений по быстрому и эффективному преодолению последствий кризиса и адаптации инфраструктуры национальной экономики под новые вызовы и реалии «постковидного» мира на благо государства и граждан. В рамках форума обеспечено вовлечение ключевых представителей российского бизнеса, федеральных органов власти, институтов развития и общественных объединений.
«Дискуссии на площадках форума были посвящены преодолению последствий кризиса в разных сферах – поддержке человеческого капитала, внедрению цифровизации и новых технологий, перспективам альтернативной энергетики, ответственному экологическому и социальному подходу при реализации инвестиционных проектов. Нам еще предстоит проанализировать итоги площадок и экспертные выводы, но уже сейчас можно сказать, что ключевым инструментом выхода из кризиса отраслевые эксперты называют переориентацию производственных, управленческих и административных процессов на повышенную социальную и экологическую ответственность. Во главе угла всех преобразований должен стоять человек», - поделился на итоговой пресс-конференции заместитель председателя правительства Красноярского края Сергей Верещагин.
Мероприятия форума проходят в комбинированном офлайн- и онлайн- форматах. Основной площадкой стал Сибирский федеральный университет. Программа форума состоит из деловой, молодежной, презентационной и образовательной программ.
Ежегодный экономический форум в Красноярске – это веха истории не только жизни края, но и всей страны. Здесь, на красноярской площадке, уже традиционно обсуждают общероссийские тактические программы-минимум и стратегические программы-максимум, измеряемые годами. Красноярские экономические форумы доказали, что вполне можно обойтись без управленческой паузы между словом и делом, что именно в моторности, динамичности воплощения – залог успеха.
Каждый из экономических форумов, прошедших в сердце Сибири, был посвящен актуальной теме и богат на события. Форум ведет свою историю с 2004 года. Первое мероприятие под названием «Инвестиционный форум регионального развития» прошло 15-17 апреля 2004 года в красноярском Театре музыкальной комедии.