«Сочнее и образнее русского и немецкого языков просто нет»: Сельский учитель о том, почему важно знать иностранный язык
Sibnovosti продолжают знакомить вас с интересными жителями Красноярского края
Sibnovosti продолжают знакомить вас с интересными жителями Красноярского края. Сегодня гость нашей редакции – учитель немецкого языка из села Бартат Большемуртинского района Сергей Владимирович Карпов. Учитель немецкого языка, он 39-й год работает в сельской школе, и точно знает, что нужно для того, чтобы стать для ребенка не только педагогом, но и другом.
О том, в каком возрасте нужно начинать учить ребенка иностранным языкам, почему так важно учить языки, и почему опытный педагог даже не думает о переезде в город – рассказал сельский учитель в интервью нашему корреспонденту.
Сергей Владимирович, начнем с вопроса, можно сказать, традиционного: почему когда-то выбрали профессию педагога?
— Я выпускник школы, где сейчас работаю. И именно мой учитель Галина Александровна Кнауб повлияла на выбор профессии. Пошел учить иностранные языки, чтобы потом преподавать их в школе. У меня были замечательные учителя с самого первого класса, и немецкий язык давался всегда очень легко. Но был и другой выбор, не скрою. Очень любил медицину, но языки победили. А про медицину я до сих пор очень много читаю, но это уже просто увлечение.
Вы один педагог в семье или у вас династия?
— Моя жена Галина Ивановна тоже учитель из нашей школы, преподает уже 40 лет. Мы познакомились ещё в институте. Потом поженились, у нас трое детей и шестеро внуков. Все дети выучились, получили высшее образование и работают по специальности. Но учителей, кроме нас, в семье нет.
Отличается ли работа со школьниками 20 лет назад и сейчас?
— Основной упор сейчас идёт на то, чтобы те знания, которые мы им даём не лежали мертвым багажом, чтобы дети могли применять их на практике. Успешно социализироваться в обществе, адаптироваться в нём, быть людьми, гражданами, любящими свой край. А чтобы работать в любой профессии, а тем более в нашей, нужно соблюдать и выполнять две вещи: любить то, чему учишь, т.е. иностранный язык, и тех, кого учишь.
Спустя 20 лет для меня неизменным остаётся только одно — это уважительное и требовательное отношение к себе и ученикам. Дети бывают с разными возможностями, но когда у них, получается, достичь определенных результатов, становится радостно.
Да, с годами меняется содержание, требования к предмету. Тем более определённые изменения происходят в техническом отношении. Но, главное, как я и говорил, любить и уважать детей, иначе в школе работать нельзя.
Почему важно учить иностранные языки?
— Во-первых, человек читающий, думающий, который анализирует события, происходящие с ним и вокруг него, должен следить за развитием событий, но не просто, «как жвачку пережевывать», а смотреть и критически оценивать. Чтение на родном языке обогащает человека, а если ты к этому богатству добавляешь знание иностранного языка, то становишься богаче вдвойне, а то и втройне. На мой взгляд, сочнее и образнее русского и немецкого языков просто нет.
С какого возраста лучше начинать ребёнка учить языкам?
— В раннем возрасте нужно давать знания языков в устной или игровой форме. Со второго по четвертый класс, включительно, игровая, с устным опережением форма работы с детьми, безоценочная, зачетная. А с пятого класса — на серьезной основе. Ну, а если ещё был детский сад с языковой подготовкой и первый класс, то это замечательно!
Я уже без малого 39 лет работаю в школе, и считаю, что к пятому классу ученик имеет более чёткое представление о лексической и грамматической стороне своего родного языка. И когда он начинает изучать чужой для него язык, то легко накладывается на ум и понимание. Молодежь должна хотеть получать знания сама, а школа уже помогает. Отмечу, что для успешной карьеры знание иностранного языка тоже необходимо, чтобы читать соответствующую литературу и новые веяния разглядеть в статьях, вебинарах и т.д. Язык нужен, но требует работы на протяжении всей жизни.
Есть ли среди ваших учеников те, кто уехал из России и им очень помогли знания, полученные у вас?
— Конечно, такие есть. Например, некоторые мои ученики уехали и живут в Германии. Они успешно там адаптировались и знание языка им помогло. С некоторыми поддерживали связь, но в связи с последними событиями, увы, прекратили. А раньше, они звонили, мы общались. Добавлю, что на протяжении многих лет мои ученики были победителями и призерами муниципальных олимпиад по иностранным языкам среди старшеклассников. За последнее десятилетие три ученицы были участницами краевых олимпиад по немецкому языку. Лучшее достижение — второе место среди общеобразовательных школ края, обычных школ, не гимназий с языковым уклоном. Остальные две входили в 30-ку. Ниже 32 места не опускались. Та, которая в неофициальном зачете среди обычных школ, была на 15-18 месте. Выше были только языковые гимназии. Как-то так.
Не думали о переезде в город?
— Сейчас уже возраст уже не позволяет. К тому же, здесь наше родовое гнездо. Наши дети и внуки, вся наша большая родня приезжает к нам сюда, в Бартат. Они знают, что здесь их ждут и всегда рады их визитам. Мне уже 60 лет, я не хочу менять свое место работы. Наша школа сильна была и остается не только учениками, но, прежде всего, учителями. Замечательные учителя, с которыми работал и работаю. И люди, в первую очередь. Мне нравится моя деятельность, и я, надеюсь, ещё долго буду нужен своей школе.
Фото: © семейный архив Карпова Сергея Владимировича