Писатель Никита ван Лахти: «Я искал женщину для взаимоотношений, а получился роман»
Красноярский автор эротического романа «Женщины. Поколение KRASS» о жизни, книгах и жизни в моменте
Молодой красноярский писатель Никита ван Лахти ворвался в литературную жизнь Сибири внезапно и сразу с вызовом. Его эротический роман «Женщины. Поколение KRASS» вызвал бурные обсуждения в профессиональных кругах. Один из критиков даже назвал роман красноярского писателя «Портретом поколения в постельных тонах». На страницах «Женщины. Поколение KRASS» давно забытый жанр ожил, да так, что в практически каждая женщина, прочитав роман, может в одной из героинь узнать себя.
Кто же он – Никита ван Лахти? Откровения молодого сибирского писателя о мировой литературе, женщинах и тех, кто стал прототипом героев его романа, и сколько можно заработать на публикации романа – в новом выпуск спецпроекта Sibnovosti.ru и популярного блогера и журналиста Юлии Сорокиной «Личность».
- Никита, начнем, пожалуй, с вопроса о том, откуда взялся ваш псевдоним?
Четыре года в своем детстве я провел в Германии. Это такой осколок моей жизни, который ни с чем не связан, а мне хочется его связать. Ван Лахти - это соединение приставки и фамилии моего отчима.
- Вы написали роман о женщинах «Поколения KRASS». В основной книге примерно 80 историй и каждая реальная? Охотно красноярки делились своими воспоминаниями?
Да, у меня сложилось впечатление, что у женщин дефицит в плане возможностей рассказать о себе. Им хочется рассказать «какая я на самом деле», и чтобы кто-то выслушал и принял тебя такой какая есть.
- Вы написали роман о женщинах. Означает ли это, что вы, по сути, мужчина самонадеянный, который думает, что разбирается в женщинах?
Вы знаете, я, действительно, исследовал эту тему, и могу с уверенностью сказать, что если ты хоть немного знаешь женщину, то никогда не скажешь, что ты специалист по этой теме.
Это позиция контрпродуктивная. Если ты с этой позицией начинаешь общаться с женщиной, то, как правило, ты о ней ничего нового не узнаешь. Поэтому намного продуктивнее дать понять, что я о вас (женщинах – примечание редакции) ничего не знаю, не приписываю никаких стереотипов. И только тогда женщина раскрепощается, понимая, что ты готов ее воспринимать как личность.
- Все истории в книге реальные или это по-своему документальный роман?
Конечно, это не документальное произведение. Истории реальные. Да, прототип есть у каждого героя, но это книга, соответственно, есть и художественная обработка.
- Как вы искали героинь для своего романа?
Я не искал прототипы. Я искал женщину для взаимоотношений, а получился роман.
- Но роман – сейчас говорю исключительно о книге – эротический?
Вообще я его назвал эро-интеллектуальный роман. А уже после того, как появились первые отзывы на произведение, роман превратился в сугубо эротический. Можно сказать, что «Женщины. Поколение KRASS» – это отсылка к Генри Миллеру, но у меня эротики меньше.
Но у меня и не было задачи сделать её (эротики) больше или меньше. Моя задача была в другом: рассказать историю каждой женщины. Потому что, на мой взгляд, они очень яркие и показательные, и из них можно сделать глобальные выводы.
- И какие выводы вы сделали для себя? О том, что женщины личности непостоянные, но очень сильные?
Мой главный вывод о том, что нынешнее поколение женщин находится в ситуации, когда им приходится быть «героем нашего времени». Они абсолютно сильные, могут выходить за грань императивов, поведенческих норм. Но при этом абсолютно лишены вектора движения.
Это как в фильмах Чаплина, когда пожарный рукав с сильным напором воды хлещет в разные стороны. То есть, по идее, он может тушить пожар, но оказывается, что полностью лишен управления и стал самопроизвольный.
- То есть женщины сильные, но не знают, куда эту силу применить?
Да, я уже говорил об этом: нет вектора движения. Но это не означает, что все так плохо. Это всего лишь показатель того, что женщины сейчас в активном поиске новых ориентиров.
Например, в советское время женщина шла от мужчины, который был точкой опоры. Сейчас женщина далеко не всегда может положиться на мужчину, и она в поиске самостоятельности.
И мужчины изменились: не в каждом присутствует мужское начало. Раньше женщина могла быть уверенна в том, что любом из понравившихся ей мужчин есть мужское качество. Сейчас мы видим, что мужчины поступают по-разному, и порой женщина даже предположить не может, как он себя поведет.
- Вы хотите сказать, что современным мужчинам не достает мужских качеств?
Наверное, да. Но не во всем, конечно. Я связываю это как раз с тем, что была потеряна национальная идея. Если женщина опирается на мужчину, то ему нужна национальная идея, а сейчас в обществе этого нет. Но я надеюсь, что мы найдем это и восстановим. Я абсолютный оптимист и считаю, что мужчина способен приобрети все свои качества, но при этом и женщина получит возможность действовать самостоятельно.
- Никита, у вас в прологе написано, что самая романтичная любовь в мировой литературе находится Париже. Красноярск отстает от романтичной любви?
Нет, я так не считаю. Я написал, что Париж, безусловно, заявлял о себе, как город любви.
- В вашем эротическом романе почти нет эротики в привычном обывателю понимании. Назвать роман эротическим – это такой маркетинговый ход для увеличения продаж?
Вы правы, я вырезал эротику. Для меня «Женщины. Поколение KRASS» - это не про деньги и не про рекламу. Мне хотелось выразить свои мысли, и я уверен, что мне это удалось. Считаю, что эти истории достойны того, чтобы их прочитали.
- Книгу издавали на свои деньги или нашлись спонсоры?
Это были деньги, которые я собрал, а часть – по предзаказу. Сейчас книгу можно купить в разных магазинах, стоит она тоже везде по-разному.
Но я и не ставил цели окупаемости. Я вообще такой человек, что финансовая составляющая бизнеса – это не про меня. Более того, часть книг я просто раздал.
- А чем зарабатываете на жизнь?
Скажем так: я и не зарабатываю, просто участвую в семейных делах.
- В одном из своих интервью вы сказали, что у вас нет классической биографии. Что это значит?
Только то, что я нигде официально не работал. В моей биографии нет привычных пунктов, которые принято перечислять при представлении кого-то.
- Планируется ли у "Поколения KRASS" продолжение? В целом, когда ждать читателю новых произведений писателя Никиты ван Лахти?
Этот роман я писал год и 10 месяцев. Уже получаю отзывы от читателей, всегда рад этому и, по возможности сам задаю им вопросы: кто из персонажей книги больше запомнился, о ком хотелось бы почитать ещё. И линии этих персонажей планирую продолжить отдельными произведениями, наверное, малой формы. Один такой рассказ уже готовится к публикации.
Хочу переиздать книгу в виде графического романа. Сейчас ищу художников для коллаборации.
И, да, работаю над второй книгой. Это будет семейная сага.
- Мнение автора: кому обязательно следует прочитать роман? Возможно, кто-то сможет там найти ответы на свои вопросы?
Слово "обязательно" я бы не стал употреблять, а вот порекомендовать книгу могу потенциальным читателям в тот момент, когда у них плохое настроение или тем, кто мрачно смотрит на будущее, либо настоящее. Потому что в книге с одной стороны описаны тяжелые стороны современной действительности, а с другой – герои сохраняют жизнелюбие, и это сочетание способно дать терапевтический эффект.
Знаю, что, например, люди из старшего поколения находят для себя ответы о младшем поколении - какое оно, чем живет. Соответственно, лучше понимают и принимают молодежь.
- В одном из своих интервью вы говорите: "Если бы Джек Лондон жил сейчас — он с удовольствием приехал бы в Сибирь, и писал о том, что здесь происходит". То есть, речь идет о том, что жить нужно в моменте, здесь и сейчас. Далеко не у всех это получается. Как выработать в себе этот навык? Получается ли у вас самого жить в моменте?
На самом деле, все живут в моменте. Сложность иногда состоит в том, чтоб увидеть и осознать это. Я в этом плане всегда стараюсь ответить себе на вопрос: чего мне хочется по-настоящему? И радуюсь, если понимаю, что мне хочется чего-то, что сейчас невозможно, либо вредного для самого себя, либо осуществление желания сопряжено с какими-либо трудностями в будущем.
Так как это и есть тот самый момент, когда можно сделать решительный выбор. Ты принимаешь решение и чувствуешь полный контроль над своей жизнью. И всё вокруг кажется значительным.
- Вы любите Сибирь и Красноярск в частности?
Люблю и благодарен за безграничные возможности!
Фото: © Александр Жуковец