«Азбука безопасности от Sibnovosti.ru»: Рассказываем, появится ли в школах урок ПДД
И чем опасны стихийные горки
В нашей традиционной рубрике «Азбука безопасности от Sibnovosti.ru» продолжаем обсуждать тему безопасности детей на дорогах . Сегодня инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД города Красноярска Анна Мартыненко рассказывает о том, какая работа была проведена ведомством по проверке дорожной инфраструктуры рядом со школами, почему юидовцы не попадают в ДТП и какую ответственность понесет водитель школьного автобуса, севший за руль в состоянии алкогольного опьянения.
- Какую работу в этом году провела ГИБДД по проверке дорожной инфраструктуры рядом со школами перед началом нового учебного года? Как у нас дела со светофорами, переходами? И как часто проводится эта работа?
Каждый год приемная кампания начинается в июле и ей занимаются работники дорожного надзора, а уже в августе к ним присоединяются сотрудники отделения по пропаганде безопасности дорожного движения. Каждый представитель дорожного надзора закреплен за своим районом. Они исследуют прилегающие территории, дороги и местность школы. Например, летом ветки деревьев закрывают дорожные знаки «Внимание, дети», и это исправляет дорожный надзор. Специалисты этого ведомства контролируют и все неровности, и разрушенные места на дорогах, вблизи детских учреждений и тд. После того, как выявляют все нарушения, информацию о них передают собственнику, в Красноярске это УДИБ, и уже они реагируют и все исправляют.
Приемная кампания ГИБДД начинается в августе и длится около недели. Это время проверяющие изучают документацию каждой школы. В учебных заведениях есть специальная папка по дорожной безопасности, туда входят все приказы, отчеты о мероприятиях и справках о проведенных работах. Особое внимание мы уделяем паспорту безопасности, в котором отображаются схемы движения детей. На них отмечаются актуальная дорожно-знаковая ситуация, пешеходные переходы, и мы их также согласовываем. Еще в школах есть уголок безопасности, в котором размещаются профилактические плакаты и стенды, анализ аварийности и другая актуальная информация по безопасности дорожного движения.
- Какая работа проводится непосредственно с детьми? Может быть запланированы какие-то новые профилактические акции?
В этом году перед осенними каникулами проходил традиционный городской конкурс «Сверкаем вместе». Он направлен на популяризации ношения световозвращающих элементов. Как правило, в нем участвуют школьники, которые самостоятельно делают эти элементы и в будущем используют их на одежде или рюкзаке. В этом году в конкурсе приняло участие около 80 детей, и вскоре пройдет награждение.
Также ежегодно у нас проводится конкурс «Безопасное колесо», который проходит на всех уровнях: от школьного до европейского. До пандемии он проводился в очном формате несколько дней. Тогда дети со всего края приезжали в Красноярск и соревновались. В конкурсе принимают участие команды от каждого района, в которую входят два мальчика и две девочки до 11-12 лет. Участники соревнуются на разных площадках: знание ПДД, медицинские основы, фигурное вождение велосипеда и автогородок. На конкурсе жюри выбирает лучших и отправляет их на российский уровень представлять Красноярский край. В своем школьном прошлом я также участвовала в этих соревнованиях и вместе с командой дошла до российского этапа.
Есть конкурс, который проводится для старших детей, и он проходит во Владивостоке. Это соревнования по типу «Безопасное колесо», только здесь подростки отправляются во Всероссийский детский центр на месяц. Перед зимними каникулами мы чаще делаем видеообращение, которое публикуется в электронных дневниках через Главное управление образования. Также видео отправляются во все школьные чаты. В наших обращениях мы отдельное внимание уделяем телефонам, капюшонам и зонтикам, которые ограничивают видимость пешеходу. В среднем мы охватываем за одно видеообращение около 55 000 групп.
Зимой у нас основное направление — это стихийные горки, которые мы сами устраняем, либо общественники. Одна из таких горок каждый год появляется на улице Матросова, которую мы постоянно контролируем.
- Насколько в Красноярске развито движение ЮИД? И нужно ли оно современным школьникам?
В каждой школе Красноярска есть отряд ЮИД, он официально закреплен и установлен по приказу. В каждом отряде есть свой устав и командир. Однако в России нет конкретного положения об отрядах ЮИД, но есть типовой, который разработали коллеги из Татарстана и на него ровняется вся Россия. Как правило, в отряды входят дети, начиная с пятого класса, и мы называем их нашими помощниками по школам, потому что невозможно на каждую школу поставить по инспектору. Но, конечно, эти отряды не существовали бы без взрослого, то есть, как правило, это сотрудник, который привлекает детей и проводит для них мероприятия. Например, он может взять ребят из ЮИД и отправиться с ними в первые классы, чтобы провести там профилактические уроки или игры.
Также с юидовцами мы часто проводим мероприятия на улицах города. Например, перед осенними каникулами мы выходили с отрядом, в котором ребята подготовили плакат «Внимание каникулы». Такой акцией мы привлекали внимание водителей, чтобы они знали, что скоро каникулы, детей на дорогах будет больше, а значит, нужно быть более внимательными за рулем. Также во время акции участники отряда останавливали детей и их родителей и задавали им вопросы о ПДД.
Сейчас в Красноярском крае в отрадах ЮИД состоит около 2 700 человек. В среднем в одной школе отряд состоит из целого класса. У каждой команды должен быть капитан, своя форма и логотип.
Отмечу, что за всю мою пятилетнюю практику, ни один из моих юидовцев не попадал в ДТП. Возможно это связано с тем, что они более ответственно подходят к соблюдению правил дорожного движения.
- Несколько лет назад на федеральном уровне уже прозвучало предложение о том, что уроки ПДД в школах должны проводиться на постоянной основе. Как вы считаете: есть ли в этом необходимость или достаточно говорить о правилах дорожного движения в ходе профилактических мероприятий?
Я думаю, что занятия по ПДД должны проводиться в школах. Они, кстати, и сейчас проходят. Например, в рамках уроков по окружающему миру есть основы правил дорожного движения. Для тех, кто постарше, занятия проводятся на уроках ОБЖ, в курсе которого также есть раздел правил дорожного движения. Конечно, этого может быть недостаточно, но я считаю, что делать эти уроки обязательными не стоит, лучше оставить их факультативными. Ведь самое главное, чтобы дети хотели ходить на них.
Потому что, как правило, если ты что-то скажешь детям в строгой форме, они сделают все наоборот. Сейчас такие занятия вообще стоит проводить в дистанционной форме. Если ребенок не хочет ходить на факультатив, то он может подключиться через телефон или компьютер онлайн. Ранее, во время пандемии мы уже проводили уроки в дистанционном формате, и все классы подключались. Но есть дети, для которых больше подходят подвижные игры, поэтому мы учитываем все форматы. Главное, понимать, что все зависит от возраста. Ученики начальных классов как раз любят что-то подвижное, а уже семиклассникам интереснее пройти какой-нибудь тест.
Фото: © РИА Новости / Игорь Зарембо