«Только взрослые могут остановить травлю»: Красноярский психолог ответил на главные вопросы о буллинге в школе
Эксперт рассказал, как распознать, что ребенка травят в школе и что в этой ситуации делать учителю
Проблема буллинга существовала во все времена. Достаточно вспомнить фильм «Чучело», чтобы понять – травля ребенка в детском коллективе, явление в нашей жизни не новое. К сожалению, родители и учителя зачастую воспринимают буллинг, просто как детскую шалость, и до последнего закрывают глаза на проблему. Но психологи уверены: такая позиция взрослых – недопустима.
О том, как остановить травлю в школах, как распознать, что ребенок стал жертвой агрессии со стороны сверстников, и что нужно делать в таких случаях взрослым, корреспонденту Sibnovosti.ru рассказал педагог-психолог, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» Дмитрий Юрков в рамках нашего проекта "Азбука детской безопасности от Sibnovosti.ru"
Дмитрий Владимирович, одной из главных проблем школьного возраста является буллинг. Кто находится в группе риска?
В группе риска находятся дети, которые пребывают в позиции антилидера. У них есть определённые психологические особенности, которые связаны с преобладанием «контрафобии» (обострённое чувство страха у ребёнка). Такие дети проявляют контрафобную агрессию, когда они агрессируют от страха. Это проявляется в том, что вначале он кого-нибудь дёргает, суетится, начинает вставать и ходить по классу во время урока.
Так, например, буллинг может начинаться уже с 1-го класса, когда ребёнок выпадает из каких-то общепринятых норм. К примеру, ребёнок неусидчив, и он начинает ходить по классу. Многие списывают это на неврологические проявления синдрома дефицита внимания или невоспитанность. Но на самом деле у ребёнка нарушена зона безопасности. Когда у него сформированы границы безопасности, и он знает, что пока рядом с ним значимый взрослый (дома – члены семьи, в школе – классный руководитель), то тогда он может не переживать и думать, что с ним ничего не произойдёт, и он спокоен.
В некоторых случаях педагоги не могут вычислить такого ребёнка и успокоить его, так как впоследствии он начинает проявлять различную активность. В результате, к огромному сожалению, часто происходит так, что учитель начинает негативно оценивать поведение ученика и считать, что с ним что-то не так и он неадекватен.
Дети, свою очередь, в первом классе просто фиксируют, что с их одноклассником что-то не так и он какой-то странный. Зачастую с «лёгкой руки» именно учителя и начинается буллинг.
К какому возрасту ситуация с буллингом обостряется сильнее всего?
Ситуация обостряется в 5-6 классе. Она достигает пика, когда у детей нарастает агрессия, а она нарастает, когда родители ведут себя агрессивно. В итоге, детям нужно её выплеснуть и, если у них нет способов избавиться от накопившихся эмоций через спорт или другие кружки, то они начинают вымещать агрессию в классе.
В результате вымещается всё именно на том ребёнке, который ещё в начальной школе был, скажем так, странным. К тому же, дети чувствуют слабину у ребёнка, моментально вычисляют такого сверстника и запускается механизм, когда антилидер становится приёмником этой агрессии. И если это не пресечь, то начнётся травля ребёнка.
Из-за чего ещё может начаться травля в школе?
Причиной буллинга может стать ситуация, при которой ребёнок вступает в конфликт с лидером, который после этого попытается «слить». И если в классе только один лидер, то он может легко уничтожить любого человека, который ему неугоден. Поэтому классные руководители, школьные психологи и социальные службы должны следить за количеством лидеров в классе. Идеально, когда в классе есть 5 лидеров, тогда волна агрессии будет дробиться.
Что может запустить травлю в отношении ребенка?
Среди факторов, способных запустить агрессию: внешность, одежда, социальный статус, расовый признак и черты характера. Проблема буллинга является острой, однако среди детей не принято говорить об этом и жаловаться, они держат всё в себе. Также существует проблема кибербуллинга, которая выражается в изолировании в соцсетях, блокировки в группах и проблема может быть не столь заметна. Уже на протяжении пяти лет активно проявляется кибербуллинг, который может быть выражен в завуалированной форме.
Как взрослому понять, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Правильно распознать буллинг можно несколькими способами: если меняется поведение ребёнка и он может проявлять агрессию дома, внезапные перепады настроения, нарушение сна и пищевого поведения, замкнутость, малообщительность, в некоторых случаях может даже дойти до потребления алкоголя, снижение успеваемости, отсутствие друзей. В большинстве случаев меняется рисунок поведения. Связь с группой и коллективом является одним из ключевых маркеров благополучия ребёнка. Если у ребёнка отсутствуют социальные связи со сверстниками, родителями и он не посещает какие-либо кружки, то он находится в риске и необходимо бить тревогу.
Если ребёнок стал объектом травли, то что необходимо сделать родителям, чтобы разрешить ситуацию?
На самом деле, буллинг можно очень быстро пресечь. Необходимо организовать собрание, пригласить родителей и прямо называть вещи своими именами, прямо сказав, что происходит травля ребёнка. Когда директор и администрация школы официально признают, что происходит травля, тогда ситуация меняется. По опыту могу сказать, что если расставить акценты, то достаточно одного действия, и всё прекратится. Даже от того, что мы называем вещи своими именами – уже огромный эффект. При этом парадокс заключается в том, что очень часто родители пытаются убрать из класса именно жертву буллинга, тем самым решив проблему. Родители не хотят видеть, что их ребёнок, которого они считают нормальным, может быть агрессором.
Разбираясь в ситуации, когда мы сталкиваемся с агрессором, необходимо не оценивать его действия, а разобраться в его поступке и работать с последствиями. Также необходимо установить причинно-следственные связи для того, чтобы понять, почему ребёнок стал агрессором.
Бывают случаи, что агрессором становятся дети, у которых, как правило, дома нарушены границы безопасности. Выявляется множество нарушений в личном пространстве и эмоциональных связях, которые зачастую являются формальными и отчуждёнными.
В таком случае, стоит ли родителям забирать детей из школы или класса, которые стали жертвами травли?
Я считаю, что необходимо решить проблему, а не уходить от неё. Дело в том, что у каждого ребёнка есть свои психологические особенности. Необходимо распредметить класс и проблему, и бороться не с классом, а с самой проблемой. И если мы не найдём причину, то в другом коллективе может всё повториться.
Психологи работают с жертвой, агрессором и классом, показывая, что агрессор и жертва могут поменяться ролями. И пока мы находимся в парадигме «жертва – агрессор» всегда так будет, поэтому необходимо выйти за рамки этой модели.
Оценивать «плохой – злой», в моём понимании, это тупиковая ветвь. Есть ситуация, в которой оказались все участники, поэтому необходимо разобраться, как и почему это. Эти вопросы являются философскими и на них не всегда пытаются ответить, ведь это сложная тема. Однако я понимаю, что современный мир не движется в сторону упрощения, а движется в сторону усложнения.
Необходимо стремиться к осознанию того, что не люди являются проблемой, а сама ситуация. К сожалению, это не всегда срабатывает.