Мария Холина: «Советская поговорка «Ума нет — иди в пед» никогда не была актуальной»
И.о. ректора КГПУ им. В.П. Астафьева о мотивированной молодежи, престиже профессии учителя и нехватке педагогических кадров
Почему в педагогические вузы приходят не ради диплома о высшем образовании, а осознанно, что пугает молодых учителей в профессии и нужно ли вернуть систему распределения среди молодых специалистов, — об этом в интервью Sibnovosti.ru рассказала и.о. ректора Красноярского государственного педагогического университета Мария Холина.
— В конце девяностых и начале нулевых выпускники школ в большинстве своем выбирали профессии юриста, экономиста, но никак не педагога. Год назад профессия учителя вошла в тройку лидеров среди выпускников. Сколько в среднем поступает школьников в педагогический университет ежегодно? И какие направления наиболее популярны у абитуриентов?
— Действительно, по итогам приёмных кампаний последних двух лет в вузы фиксируется повышенный интерес поступающих к педагогическим направлениям подготовки. И это не только потому, что увеличивается количество выделяемых вузам контрольных цифр приема, в том числе и на педагогические специальности, что расширяет возможности обучения на бюджетном месте. В этой ситуации, когда некоторые вузы вынуждены были объявлять дополнительный набор в связи с элементарной нехваткой абитуриентов, мы осуществляли набор в один приём и был конкурс практически на все специальности. На мой взгляд, меняется отношение к самой педагогической профессии.
Период пандемии помимо проблем, связанных с организацией обучения в ограниченных условиях, дал возможность сделать вывод о ценности самой педагогической деятельности. В первую очередь к родителям школьников пришло понимание, что учить и воспитывать может далеко не каждый, что для этого нужны специальные знания, компетенции, опыт. В общество возвращается уважительное отношение к учителю, педагогу.
В наш университет ежегодно более 4 000 выпускников школ подают заявления о приеме, из них около 800 зачисляются на обучение. Помимо выпускников-школьников поступают и выпускники педколледжей, люди из других сфер занятости. В этом учебном году на бюджетную форму обучения всего поступили 1 380 человек. Помимо этого, есть ещё зачисление на внебюджетную основу обучения. Самыми востребованными являются программы педагогического образования с двумя профилями подготовки, значительно расширяющие возможности дальнейшего трудоустройства. Эти программы успешно реализуются на факультете иностранных языков, историческом и филологическом факультетах, в институте психолого-педагогического образования, институте социально-гуманитарных технологий, в других учебных подразделениях университета.
— Советская поговорка «Ума нет – иди в пед» уже не актуальна? Поступить в педагогический вуз сейчас не так-то просто? Чтобы поступить в красноярский педуниверситет нужен высокий балл ЕГЭ?
— Эта поговорка не имеет под собой никаких оснований и никогда не была актуальной. Пример моего поступления в наш университет во второй половине 1980-х годов, то есть в советский период, говорит об обратном. Конкурс на исторический факультет был 12 человек на место! И сегодня ситуация в общем-то такая же. Средний балл ЕГЭ поступающих в университет стабильно высокий. Из общего числа поступивших около трети имеет аттестат с отличием, ежегодно 250-300 зачисленных имеют по сумме вступительных испытаний более 210 баллов. К нам поступают победители и призеры олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов. Свыше 60 человек с суммой более 245 баллов получают ежемесячную денежную выплату правительства Красноярского края.
— Бытует мнение, что в педагогические вузы поступают ради диплома о высшем образовании и нехватка педагогических кадров появляется из-за того, что студенты, выбравшие изначально профессию учителя, просто не идут по ней работать. Если обратиться к статистике: какой процент выпускников после окончания университета все же идет работать в школу? И что нужно сделать, чтобы студенты-педагоги выбрали работу в школе?
— Это мнение можно отнести и к другим вузам с той же легкостью, с которой оно высказывается. Фактами это мнение не подтверждается, по крайней мере в части педагогических вузов. В наш университет идут за хорошим, качественным образованием, которое дает возможность быть востребованным в разных областях, деятельность в которых выстраивается в системе «человек – человек» (работа с людьми). Наш университет – это фундаментальное гуманитарное образование, это профессии, имеющие особую социальную значимость, предполагающие постоянную работу с людьми. Поэтому да, за дипломом о высшем образовании, подтверждающим владение не только специальными профессиональными умениями, но и так называемыми гибкими (или мягкими) навыками из категории софт-скилс (soft skills), идут в педагогический университет.
Про нехватку педагогических кадров из-за того, что выпускники не работают по специальности. Наши данные другие. Из университета ежегодно выпускаются до 1500 специалистов. Более 75% выпускников университета идет работать по своему профилю в образовательные организации. 85 % работающих педагогов Красноярского края окончили наш университет. Проблема дефицита кадров в образовании – проблема многофакторная. Ее нужно решать комплексно, согласованными действиями всех заинтересованных сторон. Это не только вопрос качества подготовки в университете или педколледже, это условия работы – зарплата, потенциальные возможности карьерного роста в профессии, наличие жилья для молодого специалиста, доступность объектов жизнеобеспечения для создания семьи, рождения детей, которые создаются либо не создаются той территорией, в которую приезжает начинающий педагог.
Со своей стороны, для того, чтобы выпускник шел работать по специальности, университет прилагает много усилий, в том числе в части обеспечения профессиональной адаптации, создания условий для развития и становления его как педагога с первых курсов обучения в университете. За каждой студенческой группой закрепляются кураторы (наставники), увеличивается количество практик для студентов, учебные занятия проводятся в рамках интернатуры в современных, инновационных школах. По некоторым дисциплинам занятия ведут руководители, педагоги школ, которые также участвуют в совместных интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях, и, конечно, в итоговой аттестации выпускников университета. Благодаря федеральному проекту «Учитель будущего поколения России» в течение последних двух последних лет в самом университете произошли значительные изменения. У нас появились Технопарк универсальных педагогических компетенций и Кванториум, оснащены цифровым оборудованием предметные кабинеты, созданы центр для проведения демонстрационного экзамена и медиа лаборатории, проведены долгожданные ремонты учебных корпусов и др. Мы максимально стремимся к тому, чтобы подготовленный нами специалист был мотивирован на школу, не боялся современной школы, и был готовым решать профессиональные задачи, возникающие проблемы с самого начала своего профессионального пути. А значит остался работать в школе либо другом образовательном учреждении, как мы говорим «закрепился в профессии».
— Сейчас много говорят о том, что необходимо вернуть систему распределения для выпускников вузов. Это, по мнению властей, поможет решить кадровую проблему во многих специальностях. Что вы об этом думаете? Есть смысл принуждать выпускников вузов работать по своему профилю?
— Возможно, моя позиция по этому вопросу покажется жесткой, но я считаю, что человек, претендуя на бюджетное место, финансируемое государством, должен делать осознанный и ответственный выбор и вуза, и направления подготовки. Позиция, что нет смысла принуждать выпускников работать по распределению, поскольку это может нарушить его (выпускника) психо-эмоциональное состояние, и, как следствие, повлиять на качество школьного образования, для меня кажется странной. А кто поправит «психо-эмоциональное состояние» государства, которое ежегодно увеличивает объемы контрольных цифр приема на бюджет, в том числе на педагогические специальности, направляет огромные средства из госбюджета, в том числе из наших с вами налогов, но продолжает констатировать кадровый голод?
Чтобы минимизировать государственные потери, привлечь в образование наиболее мотивированную молодежь сейчас очень активно развивается предпрофильная подготовка, целевое обучение. Современное законодательство дает возможность студентам-старшекурсникам работать в образовательных организациях. Многие студенты-заочники, магистранты в период обучения в университете работают по профилю. Эти меры встают на системные основания. Мы вместе с региональной системой образования развиваем сеть психолого-педагогических классов, привлекая педагогически одаренных школьников, предлагаем обучающимся университета подходящие вакансии, учим их составлять резюме, организуем встречи с представителями отдельных муниципалитетов, работодателями, мастер-классы и т.д.
— Бывает, что выпускники педагогических вузов, которые нацелены на работу в школе, уходят из образования, когда погружаются в повседневную рутину и бюрократию. Вуз не готовит к педсоветам и заполнению разного рода бумажек? Как молодым учителям научиться справляться с этой частью рутины? Курируете студентов в этом направлении после того, когда они уже ушли в школу?
— Есть интересная информация на этот счет. Сегодняшний учитель выполняет огромное количество профессионально социальных функций. По одному из исследований 40 таких функций-ролей, по-другому – более 250 функций, которые выполняет учитель! Многообразие ролей складывается на основе тех систем ожидания, которые предъявляют учителю родители, государство, организованные педагогические сообщества и т.п. Когда молодой педагог приходит в школу, естественно, он, приступая к работе, не может сразу аккумулировать в себе все те умения и знания, которыми обладают опытные педагоги. Более того, он столкнется с какими-то устоями и требованиями, существующими в конкретной школе. И здесь нужна основа – умение работать с обязательным перечнем документов, который предусмотрен должностными обязанностями.
К оформлению основных видов документов педагога в школе мы готовим в рамках педагогических и методических дисциплин и практик, профессиональных конкурсов (разработка образовательной программы, составление учебно-тематического планирования, технологической карты урока и др.). Молодому учителю важно наработать опыт, в том числе в работе с разного рода документами.
Для обеспечения сопровождения своих выпускников в профессии в университете разработана и реализуется концепция наставничества. Система двойного наставничества, предполагающая сопровождение как со стороны вуза, так и со стороны работодателя, позволяет минимизировать риски, связанные с утратой интереса молодого специалиста к профессии, к месту работы.
— Считается, что школа не дает молодым учителям возможности для самовыражения во внешнем виде. Разноцветные волосы, пирсинг или тату… Если начинать с университета: как у вас относятся к таким ребятам? Запрещают и учат корпоративной культуре? Или не обращаете на это внимания?
— Не будем заниматься подменой понятий. Любая профессиональная деятельность связана с какими-либо ограничениями. Никто не ограничивает свободу самовыражения молодого человека во внешнем виде. Но поступая на учебу или устраиваясь на работу, мы принимает те традиции и нормы, которые существуют в организации, в том числе касаемые внешнего вида. Как правило эти традиции и нормы закреплены в уставе, в локальных актах, в корпоративной культуре. В наших документах это тоже присутствует. Более того, через университетские информационные каналы мы демонстрируем наглядные варианты внешнего вида обучающихся, приемлемые для нашего вуза, для облика педагогического работника. В таких примерах могут сочетаться молодежная мода и классический стиль. С теми студентами, которые не принимают нормы университета, проводится индивидуальная работа. Безусловно, что мы обращаем внимание и на то, в каком виде наши студенты приходят на практику в образовательные учреждения, в каком облике предстают перед школьниками. И это тоже к вопросу о статусе и имидже учителя в обществе.
— В наши дни есть большая проблема, когда практически в каждом классе есть один, а то и несколько детей у которых возникают проблемы с пониманием русского языка. Готовит ли ваш вуз учителей к работе с детьми, у которых есть особые образовательные потребности?
Каждый ребёнок требует особого внимания. Причём говоря об особых образовательных потребностях, мы имеем в виду не только детей инофонов (именно так педагоги между собой называют школьников, для кого русский язык не является родным), которые перестали быть исключением из правил и практически присутствуют повсеместно в детских садах и школах края, а не только в Красноярске. Особые потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья, у одаренных детей либо у детей с девиацией поведения, социально запущенных. Работа с каждым требует многообразия знаний, подходов и методических приемов. Конечно, мы готовим будущего педагога к этой реальности. В части работы с детьми-инофонами университетом ведутся научные исследования при активном взаимодействии со школами, в которых высокая доля детей из семей, в которых русский язык является не родным. Так, например, наши специалисты участвуют в разработке специальной дидактики для обучения детей-инофонов, в разработке коротких 10-минутных занятий по русскому языку как иностранному для обучающихся школ.
— Обязательные курсы повышения квалификации для учителей. На ваш взгляд, нужны ли они или их проводят только для галочки, отнимая у учителей драгоценное время?
— Современная жизнь очень динамична и образование не является исключением. Понятно, что есть базовые, фундаментальные вещи, связанные с педагогикой, психологией, основами методики преподавания. Но есть и то, что постоянно обновляется, например цифровое оборудование, которым нужно научиться пользоваться, понять для чего его можно использовать в образовательном процессе, как это повлияет на качество обучения, на образовательный результат. Есть эффективный опыт других педагогов по использованию тех или иных технологий, методов обучения, который даёт отличный результат в обучающихся. Этот опыт аккумулируется и ложится в основу программ повышения квалификации, реализующихся в разных форматах, например, в виде стажировки, методических семинаров и т.д. Педагог, на мой взгляд, должен находиться в развитии, быть современным и актуальным как профессионал. Если это понимание есть у учителя, тогда курсы повышения квалификации не для галочки воспринимаются, а как основа для шага собственного развития.
— Тот же вопрос и о педагогах дополнительного образования. Насколько необходимо, на ваш взгляд, профессиональное образование тем, кто, например, учит детей лепить из глины или вышивать крестиком?
— С большим уважением отношусь к людям, которые увлечены каким-либо любимым делом и способны передать своё мастерство другим. Это даже здорово, что в систему дополнительного образования приходят люди из других профессиональных сфер, способные заинтересовать какими-либо знаниями, навыками. Однако убеждена, что какой-то фильтр нужен, поскольку речь о работе с детьми. Принцип «не навреди» ключевой в этой ситуации. Думается, и сам человек, желающий работать с детьми и понимающий всю ответственность этого процесса, должен элементарно познакомиться с основами педагогической деятельности, например, учитывать возрастные особенности детей, разделять и соблюдать профессиональные этические нормы.
— Что бы вы изменили в современной системе образования, будь такая возможность?
— Я бы исключила из современной системы образования всех равнодушных людей, случайно попавших в профессию, не любящих своё дело, воспринимающих своё место работы, в первую очередь, как место зарабатывания денег. К сожалению, это невозможно. Однако радует то, что профессионалов, настоящих, истинных педагогов подавляющее большинство. Ситуация не кажется безнадежной и потому, что у нас в университете большая часть студентов получают профессию осознанно, мотивированы на активную профессиональную деятельность, на созидание, развитие современной школы. А значит будущее российской школы выглядит оптимистично.
— Наступивший 2023 год объявлен президентом России Годом педагога и наставника. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы профессия учителя стала вновь престижной и популярной?
— Сейчас очень много делается для того, чтобы закрепить пиететное отношение к учителю, что, кстати, во все времена было характерно для российского общества, за исключением, пожалуй, девяностых годов, связанных с некоторой потерей ориентиров в нашей стране. Не случайно и нынешний год объявлен Годом педагога и наставника. Проводится и планируется к проведению много мероприятий, направленных на популяризацию педагогической профессии. Государством выделяется финансирование на развитие инфраструктуры педагогических вузов. Так, например, на развитие материально-технической базы нашего университета в 2021-2022 годах Минпросвещения России выделено более 300 млн рублей, что позволило после десятилетий затишья значительно обновить образовательную среду вуза, поставить ее на рельсы цифровизации.
Роль педагога в наше время важна как никогда. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса учителя, прежде всего как профессионала, основное предназначение которого – обучение и воспитание будущих поколений россиян. Это не громкие слова, за ними ответственность за свой вклад в формирование мировоззрения детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Школа является зеркалом нашего общества, она отражает все его болезни и изъяны. Выздоровление зависит не только от одного учителя или других участников образовательных отношений, но и общества в целом. Повышение престижности профессии учителя – это своего рода достижение общей цели на основе общественного договора. Нужна консолидация общества вокруг этой идеи.