«БРИКС: в зеркале времен»: как в Пекине появился первый православный монастырь
Во втором выпуске совместного проекта международной сети TV BRICS и ГАУГН «БРИКС: в зеркале времен», посвященном истории отношений России и Китая, Мария Круглова, кандидат исторических наук, доцент кафедры стран Восточной Азии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), рассказала о русской духовной миссии в Китае.
Проект поддержан грантом Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».
Глобальный мир диктует свои законы, важную роль в развитии партнерства стран и народов все чаще начинает играть сотрудничество в духовной сфере. Россия с Китаем в этом смысле не исключение. Тем более что опыт взаимодействия в области религии у них многовековой. Как в Пекине появился первый православный монастырь и почему миссионеры выполняли также функции дипломатов?
– Мы все привыкли считать Китай страной конфуцианства, даосизма и буддизма, но сегодня десятки миллионов жителей Поднебесной исповедуют и христианство. Расскажите, как оно появилось в Китае?
– Христианство проделало очень долгий, суровый и сложный путь в Китай. Первые христианские миссионеры появились в Поднебесной еще в начале VII века. В 635 году несториане прибыли ко двору императора династии Тан Ли Шиминя. Первым проповедником был Алабэнь. Император заинтересовался этим учением и даже издал целый приказ о веротерпимости, сказав, что у Дао могут быть разные лица. Таким образом, Китай был открыт для каких-то новых вероучений. У китайцев свое отношение к религии. Для них это свод правил, по которым они должны жить. Поэтому приезды проповедников в Китай, будь это буддисты или христиане, были возможностью узнать что-то новое.
При династии Юань в Китай прибыл первый посол Ватикана Джованни Монтекорвино, он основал первую католическую миссию. Затем, уже при династии Мин, итальянский миссионер-иезуит Алессандро Валиньяно основал первую иезуитскую миссию, в которую потом прибыл самый знаменитый христианский миссионер Матео Риччи. Сейчас в Китае насчитывается достаточное количество и православных верующих. Определяющую роль в этом когда-то сыграла русская духовная миссия.
– Кто и когда ее впервые отправил в Китай и, главное, почему она была на тот момент так важна?
– Удивительно, но русскую духовную православную миссию в Китае создали сами китайцы. Это получилось совершенно случайно, когда на русско-китайской границе была напряженность и маньчжуры в какой-то момент заставили русских казаков срыть крепость Албазин. Они переселили 45 русских казаков в Пекин и взяли их на службу. То есть первые русские казаки (их сейчас принято называть албазинцами) поступили в императорскую гвардию правителя маньчжурской династии Сюанье (Канси). Он был очень к ним благосклонен, выделил им земли в вечное пользование, и они с собой из Албазина привезли священника Максима Леонтьева, которому император Канси пожаловал старый буддийских храм, где разрешил проводить церковные обряды. Это церковь была открыта в честь Николая Чудотворца и стала первым православным храмом на территории Китая.
Заключенный впоследствии Кяхтинский договор о торговле и границе утвердил формальное нахождение русской духовной миссии в Пекине, и именно с этого момента началась ее деятельность.
– Кто входил в состав первых духовных миссий и как складывалась судьба православных первопроходцев в Китае?
– Это были совершенно разнообразные люди – от священников, которые должны были блюсти интересы православных албазинцев, и до детей аристократии, которым было необходимо получить китаистическое образование для развития дальнейших дипломатических отношений с Китаем.
Интересно, что албазинцев перевезли с их места жительства без женщин и император Канси предложил им выбрать себе жен из китаянок. То есть он был достаточно благосклонен, потому что хотел, чтобы их жизнь хорошо сложилась, чтобы они не пытались перебежать на русскую сторону. Они приняли предложение, что в дальнейшем послужило основой для развития православия в Китае вообще.
– Что в последующие годы собой представляла русская духовная миссия в Пекине и почему ее участникам, по сути, пришлось выполнять роль официальных послов Российской империи?
– По Кяхтинскому договору российским купцам было разрешено отправлять в Пекин два каравана в год. Основной функцией духовной миссии в этот момент было налаживание контактов. Ее участники очень хорошо знали китайский язык и были гораздо более надежными и менее ресурсозатратными, чем европейские переводчики, служившие при дворе императоров. Это всех устраивало, и именно поэтому члены русской духовной миссии выполняли и функции дипломатов. На самом деле русская духовная миссия в Пекине была, можно сказать, страной в стране, потому что на ее территории священники и те, кто там проживал, держали свою пасеку, огромное количество мастерских. Все, что производили, они имели право продавать, что, кстати, тоже не всем было позволено. Рубеж XIX–XX веков стал во многом переломным не только для России, но и для Китая, где также пала монархия.
– Почему духовная миссия оказалась в итоге закрыта?
– Когда к власти пришел Мао Цзэдун и советскому посольству выделили как раз те территории, где находилась духовная миссия, советская власть не пощадила свое наследие: были разрушены храмы, затоплены подвалы. Так духовная миссия свое существование завершила.
– Известно, что русская духовная миссия в Пекине внесла вклад не только в развитие отношений двух стран, но и в научную деятельность. А в чем этот вклад заключается?
– Если бы не духовная миссия, то у нас не было бы китаеведения, потому что первыми китаеведами как раз были деятели и члены духовной миссии. Это монахи Иакинф (Бичурин) и Палладий. Бичурин известен тем, что он оставил после себя огромное количество описаний китайских земель. Его наследие так велико, что до сих пор не изучено полностью. А благодаря Палладию мы можем транскрибировать китайские иероглифы на русский язык.
По материалам TV BRICS.