Продукты дорожают. Можно ли что-то изменить?
Петр Медведв: «Считаю, что АДМИНИСТРАЦИЯ КРАЯ БЕЗДАРНО УПРАВЛЯЕТ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ. Вот, к примеру, на юге края какие-то деятели из Хакасии скупают крупные, рентабельные хозяйства и их продукцию - молоко, мясо - везут на переработку в Саяногорск и Абакан. Я, кроме как вредительством, по-другому не могу назвать подобный подход к делу».
Интервью с Петром Медведевым, членом комитета по аграрной политике Законодательного собрания края, об идее создания продовольственного фонда.
- Петр Петрович, расскажите, как появилась идея создания продовольственного фонда и насколько ее реализация будет эффективной в сдерживании цен?
- Эта идея в конце апреля была озвучена на заседании комитета по агропромышленной политике Заксобрания, ее автор - Александр Дамм. В чем суть. Сейчас в крае такое положение дел на селе, что каждый руководитель хозяйства сам решает, куда ему сбывать свою продукцию, будь то зерно, мясо, молоко, яйца или что-то еще. Никто этот сбыт не регулирует, поэтому хозяйства продают то, что выращивают, туда, где больше платят. Каждый руководитель хозяйства, если так можно сказать, сам себе командир. Так вот, депутаты комитета по аграрной политике решили данный вопрос отрегулировать и централизовать. Идея простая. Мы говорим руководителям хозяйств - ни одно зернышко из выращенного вами урожая не должно уйти за пределы края. С другой стороны, мы гарантируем хозяйствам закупку всей продукции, и в частности зерна, по существующим рыночным ценам. Это зерно потом будет храниться в самих хозяйствах, ведь у них есть для этого все условия: специальные помещения, сушилки и прочее... Но принадлежать оно будет уже администрации. На эти цели планируется выделить миллиард бюджетных рублей.
- То есть будет принят некий закон, по которому руководители хозяйств не смогут продавать продукцию в другие регионы?
- Все верно. Речь идет именно о том, что эти зернышки остаются в крае, а хозяйства получают за них деньги из выделенного миллиарда. Миллиард - это всего лишь один процент от бюджета. Правда, пока еще не понятно, как к этому отнесется администрация края. Таким образом мы смогли бы сдерживать рост цен, поскольку вот он, запас продовольствия, мы не будем зависеть от конъюнктуры рынка. Причем это касается не только зерна, но и молока, и мяса.
- Другим словами, депутаты, как рачительная хозяйка, хотят с лета запастись, положить все это в морозильник, и потом зимой и весной есть все свежее...
- Совершенно верно, причем для длительного хранения и молока, и мяса в хозяйствах края есть все условия - рефрижераторы и многое другое...
- А если не хватит этих заготовок?
- Тогда будем закупать в других регионах, что же делать. Будем по ходу реализации проекта искать какие-то другие, дополнительные пути. Вопрос это открытый, новый, процесс только начинается, поэтому говорить о том, что все пойдет ладно и хорошо, не стоит. Сейчас всеми расчетами, прикидками, прогнозами занимаются и наши специалисты - из Законодательного собрания, и специалисты из администрации края.
Главное, что раньше никто так предметно этим не занимался. В крае никогда не было четкой политики в области сельского хозяйства. Я бы даже сказал, что политика администрации края в этой части - просто бездарна. Не перестаю говорить об этом. Вот к примеру, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев очень четко регулирует эти вопросы. Там невозможно, чтобы в области появились продукты не местного производства. Конечно, они закупают в других регионах, но только если им не хватает своего – и это, на самом деле, не очень большой объем. Все процессы очень строго контролируется, и упаси Бог, если в области сверх нормы появится продукция из других краев и областей. Губернатор делает все, чтобы аграрный сектор развивался. Или другой пример: в Монголии сельскохозяйственную продукцию закупают по очень высоким ценам - почти в три раза дороже, чем мы свою продаем, - но закупают не у нас. А почему бы нам не продавать по таким же высоким ценам продукцию в Монголию, она вот ведь рядом с нашим краем, вполне удобно. Но не может же это делать каждый руководитель хозяйства по отдельности? Этот вопрос надо решать на уровне администрации края, централизованно, но никто этим никогда не занимался и не занимается. Вот в чем дело. Нет продуманной и, главное, цельной политики краевых чиновников в аграрном секторе.
А вместо этого на юге края, который всегда считался житницей региона, где всегда было сильно животноводство, какие-то деятели из Хакасии скупают крупные, рентабельные хозяйства и их продукцию - молоко, мясо - и везут на переработку: молоко - в Саяногорск, мясо - в Абакан. Но это же уже совсем другая федерация, другой, чужой бюджет. Вы понимаете, что происходит? Я, кроме как вредительством, по-другому не могу назвать подобный подход к делу. Пусть мне кто-нибудь возразит.
- Совсем недавно краевые производители молока говорили о том, что закупочные цены на их продукцию, в частности у Назаровского молочного комбината, существенно снизились. Так, может быть, краевым сельхозпроизводителям и выхода-то иного нет, как продавать в другие регионы, поскольку местные переработчики скупают продукцию совсем за бесценок?
- Сегодня эти вопросы администрацией края рассматриваются однобоко, не в комплексе, отсюда такой перекос. Мы хотим, чтобы цены на продукты первой необходимости были низкими, то есть доступными, но, с другой стороны, если будут низкие закупочные цены, то производители не смогут развиваться на деньги, полученные от реализации своей продукции. Во всем мире сельское хозяйство дотационное - это нормальная практика. У нас же в России с этим пока плохо, а в крае еще хуче, чем в других регионах. Поэтому миллиард, который Александр Дамм заложил в проект создания продовольственного фонда - это слишком мало. Вот вам, кстати, и один из минусов в целом хорошей идеи создания фонда, о которых Вы спрашивали чуть раньше. Что такое миллиард, если речь идет продовольственной безопасности огромного региона? Мы же вкладываемся в обеспечение собственного питания, что же тут жалеть денег-то.
- Меня волнует и другая сторона вопроса. Если мы скупим сельхозпродукцию осенью по фиксированной цене, это защитит нас, горожан, от роста цен, ну, по крайней мере, месяцев на 6-8. А как же быть сельчанам, которые уже получили деньги за молоко, мясо, зерно, а цены на другие товары и услуги в течение этого времени будут расти? ЖКХ, транспорт, бензин, плата за обучение в вузах, дополнительные секции, кружки в школах, детсадах, одежда, в конце концов... Как это сельчанам компенсировать, они свое уже продали и больше уже не смогут на этом заработать. Значит, они окажутся в заложниках нашей продовольственной безопасности. Так получается?
- Очень правильная постановка вопроса. Я бы сказал, государственный подход. Но вот в чем дело. Я член комитета по аграрной политике. То, о чем Вы говорите, входит в сферу интересов комитета по экономической политике. Поэтому такой вопрос, как регулирование цен на продукты, нельзя решить с помощью каких-то приемов, методов только непосредственно в сельском хозяйстве. Здесь надо подходить комлексно, многое менять во всех секторах экономики - это и регулирование цен на ГСМ, и многое, многое другое, причем менять на уровне федерации, на уровне правительства. Я бы в этой связи очень хотел пожелать новому президенту самостоятельности и политической воли для развития российской промышленности, для инвестирования средств в российское производство. Пора уже, наконец, преодолеть это мощнейшее лобби, когда то, что мы можем производить лучше других, мы покупаем у тех, кто это делает хуже, когда за огромные взятки и откаты мы выбиваем почву из-под ног у российских производителей и превращаемся в сырьевой придаток Запада, покупая второсортные товары сомнительного производства.
Беседовал Сергей Лискин