Путин, ты не прав!
Очередную волну народного возмущения вызвало решение премьер-министра России Владимира Путина поддержать введение запретительных ставок ввозных пошлин для иномарок старше пяти лет. Особенно это касается сибирских и восточных территорий страны, где автомобильный парк как минимум на 60% состоит из японских машин.
Очередную волну народного возмущения вызвало решение премьер-министра России Владимира Путина поддержать введение запретительных ставок ввозных пошлин для иномарок старше пяти лет. Особенно это касается сибирских и восточных территорий страны, где автомобильный парк как минимум на 60% состоит из японских машин.
В начале этой недели Владимир Путин побывал в компании «Северсталь-авто» в промышленно-производственной зоне «Алабуга» и провел совещание о перспективах развития российского автопрома. Путин напомнил, что для России автопром — это почти 3% ВВП и миллионы занятых россиян. И в то время из проданных в прошлом году трех млн автомобилей – лишь четверть российских. А все из-за того, что «в свое время наша автомобильная промышленность серьезно сдала позиции», посетовал премьер.
Благодаря привлечению международных автоконцернов ситуацию удалось более-менее исправить. В прошлом году на произведенные в России автомобили (с учетом иномарок) пришлось 40% рынка, но Путину этого кажется мало: «Порядка 80% автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на нашей территории».
В итоге договорились ужесточить ввоз подержанных иномарок. Сейчас запретительная пошлина распространяется на автомобили старше семи лет, теперь этот порог предлагается опустить до пяти лет. В 2007 г. в Россию было ввезено 380 000 подержанных иномарок (14% рынка). Ужесточение пошлин повысит спрос на новые автомобили, прогнозирует управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Но не факт, что выигрыш достанется российским производителям, отмечают “Ведомости”.
Похожей точки зрения придерживается и руководитель красноярской автоаукционной компании “Сто-Авто” Денис Мансуров. По его словам, такие меры иначе, как лоббирующими интересы какой-то группы людей, назвать нельзя. Денис Мансуров уверен, что запрет на ввоз автомобилей старше пяти лет лишь создаст дефицит японских машин и, как следствие, приведет к необоснованному повышению их стоимости. Спрос на японские авто все равно не упадет, а их количество станет меньше. В итоге деньги (но уже гораздо большие) все равно уплывут из рук российских производителей. По словам Мансурова, отечественный автопром пытались искусственно поддерживать не однажды, но до сих пор качество российских автомобилей и даже иностранных марок, собранных в России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А между тем цены на отечественные машины довольно высоки. В общем, всё не в пользу Росавтопрома. Такую ситуацию Мансуров называет государственным рэкэтом – в том смысле, что подобными мерами чиновники пытаются лишить миллионы россиян возможности иметь качественный, комфортный и, главное, в разы безопаснее автомобиль по приемлемой цене.
«Ведомости» также отмечают, что заядлый автомобилист Путин давно помогает отечественному автопрому. Еще в 2001-м он встретился с представителями отрасли и договорился о повышении пошлин на иномарки. Год спустя Путин публично пожурил премьера Михаила Касьянова за то, что «у правительства недостаточно мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения». В результате правительство в течение двух лет повышало пошлины на иномарки, а впоследствии ввело льготы для зарубежных автопроизводителей.
По мнению красноярского политолога и депутата Горсовета Сергея Жабинского, решение о запрете ввоза автомобилей старше пяти лет, как минимум, абсурдно и малоэфективно. Политолог отмечает, что такого подхода к решению проблемы нет ни в одной цивилизованной стране. Нельзя запретительными мерами влиять на рынок. Единственный способ выживания – это конкурентная борьба, основанная на улучшении качества продукта, уменьшения себестоимости, большего количества услуг за те же деньги и т.д. Почему бы, - продолжает Сергей Жабинский, - российским властям не вкладывать, деньги Стабфонда не в обесценивающиеся американские облигации, а в иностранные автокомпании, получая тем самым доступ к современным технологиям и развивая в дальнейшем на этой основе собственный автопром? К примеру, совсем недавно концерн “Фольксваген” выставил на продажу контрольный пакет акций, который тут же приобрела компания “Порше”. Что помешало этот пакет приобрести нам, России? - недоумевает политолог. Другой пример, приведенный депутатом Горсовета, - когда чешскую автомобильную компанию “Шкода” купил тот же “Фольксваген”. Теперь это довольно качественные автомобили и вполне раскрученный бренд.
Сейчас автомобили в сегменте 3-7 лет - самые продаваемые на российском рынке. Если, исходя из логики принятого Путиным решения, следующий шагом правительства можно ожидать запрет на ввоз автомобилей старше трех лет, - кому от этого станет лучше? - задает риторический вопрос Жабинский.