В зале кинотеатра. «Особо опасен»
За одни сутки россияне узнали сразу две страшные тайны. Оказалось, что Гус Хиддинк вовсе не волшебник. А режиссер Тимур Бекмамбетов, хоть и был когда-то неплохим клипмейкером, но снимать умеет только один и тот же фильм – «Дозор». Ночной, дневной. Что там еще? Дозор в полнолуние?
«Wanted» «дозорит» по всем направлениям. Во-первых, сюжет. Все та же история о том, как «родился великий Иной». Его научат разным волшебным фокусам. Раньше в сумрак входили-выходили. Здесь пули загибают. Очень удобно, знаете ли. Откуда хочешь в кого хочешь попадешь. Скукота! Ну, вот народ и развлекается – пулю с пулей сталкивают, лоб в лоб. Смысла, в общем, никакого, но зато зрелищно и весело, что яйцами христосоваться на Пасху. А потом, конечно, злые окажутся добрыми, и наоборот. И поймет великий Иной, что наколола его Контора по полной программе (сам Лукьяненко в свое время проговорился, что «Дозоры» - это про спецслужбы). И узнает он, кто его истинный отец. Да поздно будет. Потому что хронометраж вышел, да бюджет освоен.
Еще в «Дозорах» был мел судьбы. В «Wanted» есть ткацкий станок судьбы. Герой фильма попадает в лапы опасной секты сумасшедших, которые выбирают свои жертвы, разбираясь в хитросплетениях текстильного брака. Натурально гадают по ткацкому полотну. Смысл выражения «молчать в тряпочку» становится крайне зловещим. Это я к тому, что ежели вдруг кто думал, что драться лампами дневного света на манер джедайских мечей – это стёб такой был, так это неправда! С нетерпением ждем в следующем фильме Тимура Б. умопомрачительного фокуса с исчезновением большого пальца руки.
Кто-то может ткнуть пальцем в титры и указать на то, что у фильма целых пять сценаристов. Но буквально пару дней назад я видел Бекмамбетова в утреннем эфире НТВ, где он рассказывал, как все начиналось: продюсеры показали ему оригинальный комикс, Т.Б. посмотрел и сказал, что ему там нравится только фабула, на что был ответ – а все остальное, милейший, тогда переделайте сами. Ну, вот и он сделал. «Дозор-3», light-версия. Это, в общем, то же самое, что американские фильмы Джона Ву – голуби есть, рапидные перестрелки есть, мексиканская дуэль есть, горы трупов в наличии, а нету ни Джамбо, ни Микки Мауса, ни инспектора Текилы, и сердечко нифига не щемит. Эффект старой елочной игрушки.
А что там эти пять сценаристов делали, я натурально понять не могу. Диалоги, что ли, друг у друга переписывали внахлест? В таком случае их труды пропали даром: в русскоязычной версии все диалоги были переписаны Сергеем Лукьяненко. «Что здесь происходит, а? Гавно? Здесь гавно происходит?» Надо было еще «shit happiness» c грузинским акцентом добавить. Благо, одного из персонажей играет актер по имени Дато Бахтадзе (мясник с ножами).
Ладно, с сюжетом разобрались. Теперь о главном. О жанре. Дело в том, что фильм «Особо опасен» - это комедия. Весьма специфического свойства. Есть, знаете ли, такие фильмы, которые становятся смешными исключительно на территории России. Хороший пример – «Порок на экспорт» Кроненберга. Там все серьезно и страшно, голый Вигго Мортенсен кромсает чеченов в бане, но после фразы «Меня звали Пень - за упрямство» смотреть сие произведение без гыгыканья уже невозможно.
С фильмом Бекмамбетова та же история. Представьте себе Моргана Фримена, который говорит голосом Первого канала. Нет, правда! Тот самый пафосный голос, что озвучивает анонсы фильмов. Он же, кстати, произносил и знаменитую фразу: «И тогда родится великий Иной». Это, если кто не в курсе, Анатолий Максимов, закадычный друг Константина Эрнста, завкинопоказом на Первом канале. А также продюсер фильма «Ирония судьбы. Продолжение».
Больше всех повезло Анджелине Джоли – она говорит голосом Галины Тюниной (женщина-сова из «Дозора»). Голос абсолютно незамыленный, если заранее не знать, так и не подумаешь ничего. Благо, что сама Джоли вместо актерской игры весь фильм только и делает, что пучит густо подкрашенные глаза. Ну и правильно – в таком фильме не петь, ходить надо. Еще она там, кстати, делает искусственное дыхание Константину Хабенскому, вот! Наши поздравления мужчине – жизнь удалась. Кстати, самый смешной диалог в фильме – когда на вопрос Макэвоя «Ты что, русский?», Хабенский, мгновенно изобразив юродивого, кивает: «Ага!» Зал на моем сеансе лежал влежку. И не мудрено. То ж была последняя капля. Сам Макэвой говорит голосом Сергея Безрукова. И это, надо признать, вершина здешнего кастинга. Слушая, начинаешь понимать, что С.Б. вообще-то очень даже неплохой характерный актер, надо только книжки с русской поэзией от него прятать.
Друг Макэвоя, тот самый, что трахал его невесту – Ванечка Ургант. Получив от Макэвоя в тыкву, восхищенно мычит, лежа на полу: «Вот это мужик!» Аплодисменты г-ну Лукьяненко.
Эпизодический злодей в прологе – Гоша Куценко. Ржунимагу.
За Теренса Стампа мудро скрипит Валерий Золотухин – не ходил бы, ты, вампирчик, в дозорные-то!
В свое время, когда вышел первый «Дозор», Лукьяненко, опасаясь кары народных умельцев-насмешников, сам повелел своему другу, малоизвестному фантасту, сотворить т.н. «гоблиновский» перевод. Он потом продавался под названием «Ночной базар».
Так вот, усилиями мастеров отечественного дубляжа, фильм «Wanted» был превращен в такой же вот «Базар». Кино глупое, но крайне веселое именно по причине своей глупости. А каким еще может быть фильм, в котором Саня Белый гоняется за Голосом Первого канала? Да, там есть трюки, склейки, клип-монтаж, татуировки Анджелины Ж. и прочая чепуха. Но это все и впрямь как те голуби Джона Ву.
Улетели навсегда.