В зале кинотеатра. «Хэллбой-II»
...Но эти монстры! Их холодная мертвая кожа. Их нечеловеческие глаза. Их божественное уродство. Их смертоносные движения. Складки их склизкой кожи. Их гримасы. Все это со мной. Здесь и сейчас. Вся эта членистоногая, головорукая и многокрылая армия рядом. И я понимаю, что позабыть их не получится. Разве что Гильермо Дель Торо снимет что-то еще более роскошное.
Визуальные осколки раннего детства: картинки из какой-то детской книжки – могучие кони, белая верблюдица бежит куда-то по полыхающей огнем степи, скалится-щерится многоглавый дракон, огромный восточный монстр – див, рогатый и холодный, яростные схватки на мечах, оскаленно-красные пасти чудовищ. Видимо, это был литературный пересказ некоей восточной легенды. Память не сохранила ни сюжета, ни имен главных героев. Но это сладкое ощущение ужаса, что овладевало пятилетним ребенком, который смотрел в холодные глаза дива – оно и сейчас со мной, спустя десятилетия. Что и говорить, умели в советское время детские книжки делать. Нынче-то везде либо халтура откровенная, либо все такое миленькое-цветастенькое-забавное. Аж блевать охота! Это я вам как отец говорю. Бояться нынешние мальчики ходят в компьютерные мониторы.
Вспомнить полузабытый сладкий детский ужас заставила вторая серия «Хеллбоя». С момента просмотра прошли не десятилетия, но часы. А я уже не помню имен героев, и сюжетные перипетии сплелись в усталой памяти в один большой липкий ком. Ну, там чего-то про спасение мира, древнее проклятие, восставший из ада злодей... Бла-бла, сами все знаете, не маленькие.
Но эти монстры! Их холодная мертвая кожа. Их нечеловеческие глаза. Их божественное уродство. Их смертоносные движения. Складки их склизкой кожи. Их гримасы. Все это со мной. Здесь и сейчас. Вся эта членистоногая, головорукая и многокрылая армия рядом. И я понимаю, что позабыть их не получится. Разве что Гильермо Дель Торо снимет что-то еще более роскошное.
Да, главное достоинство второго «Хеллбоя» - визуальная роскошь. Столько тут инфернальных созданий (каждый со своим характером и повадками), с такой любовью и вниманием к деталям вся эта нечисть сделана-показана, что холодок пробегает по коже – да не безумен ли наш мексиканец? В каком таком оргиастическом порыве решил он впихнуть в один фильм столько идей и находок, сколько иному хватило бы на полнокровную карьеру в жанровом кино? А ведь будет, будет продолжение! Той же щедрой рукой, какой рассыпал он перед зрителем свой ослепительный бестиарий, Дель Торо прямым текстом сообщает зрителю, что Хеллбою суждено погубить этот мир. Да и главный злодей постоянно подначивает нашего героя: а на той ли ты стороне, черт рогатый? Ну что, братья, будет ваш еще один «дозор», готовьтесь!
А еще там есть юмор. Монстры в духе доминирующих кинотрендов устраивают семейные скандалы, накачиваются пивом, подначивают друг друга, слушают глупые сентиментальные песенки, заводят котов и трясутся над ними. Жду не дождусь инфернальной комедии про нечисть в офисе. Все это довольно мило, но, по большому счету, беззубо. Плоть более убедительна.
Есть правда, несколько удачных острот. Выясняется, например, что морок, благодаря которому тролли умудряются в нашем мире выглядеть как обычные люди, именуется гламуром. После того, как это выясняется, убивают старушку. Вполне традиционным способом – пробиванием с руки в табло. Перед этим, правда, старушке угрожают канарейкой. Потому что на самом деле она совсем не старушка.
Еще есть одна забойная фраза. «А тебе я сейчас будут интеллигентно объяснять, кто ты есть», - говорит парень со спиленными рогами, готовясь к декапитации очередного монстра. Нормальный такой шварценеггеровский юморок, в лучших традициях. Тут, конечно, все решает интонация. И с этим все в порядке – русский дубляж в кои-то веки радует ухо.
И даже как-то екает сердечко, когда хрупкая брюнетка Сельма Блэр, обнимая поверженного Хеллбоя, проникновенно произносит: «Боров ты мой, ну же, вставай!»
Вот такой у нас получается инфернальный балаган. Редкие всплески вменяемого юмора, свойская атмосфера пивного мальчишника (почему Хеллбой не играет в футбол?) и живописное изобилие нечеловеческой плоти вокруг – только успевай вертеть головой, как в зоопарке. «Ой, Вань, гляди какие акробатики!»
И в самом деле – получается как с хорошо изданной детской книжкой про чудовищ. Листать ее, разглядывать картинки – одно удовольствие, они настолько хороши, что впечатлят любого – от пяти до пятидесяти. Но вот читать эту сказку, прямо скажем, не очень-то интересно. Ну, сами понимаете – древнее проклятие, сбежавшая принцесса, злодей, восставший из ада, бла-бла-бла. Исключение составляют разве что первые пятнадцать минут фильма, где мы видим Хеллбоя-мальчишку: здесь Дель Торо производит мастерский занос мяча на площадку Тима Бартона – отличный кукольный мини-мультик + счастливая улыбка рогатого малыша, чистящего зубы. Возможно, пойди Дель Торо и дальше этой дорогой, фильм получился бы настоящим шедевром. Или, если бы он стал снимать, что называется, на амфетаминах – тогда бы это было что-то вроде «300 спартанцев», дискотека в аду, чемпионат мира по вырыванию хвостов живьем. По крайней мере, не было бы ощущения, что блюдо элементарно недосолили – во втором «Хеллбое» отчаянно не хватает какой-то маленькой сумасшедшинки, которая бы сдвинула, наконец, с места этот чулан с роскошными чудовищами.
Поэтому - листаем книжку, восторженно замираем над картинками, хихикаем, читая накарябанные кем-то на полях остроумные скабрезности. Но – не читаем.
Жизни в этой истории, увы, нет.
Одна только разлагающаяся красота.