В зале кинотеатра. «Темный рыцарь»
Фильм «Темный рыцарь» - и странно, что этого никто до меня не заметил – буквально пропитан баблом. Он начинается с ограбления банка, с набитых деньгами сумок. Далее – деловые переговоры в небоскребе Вэйна, и речь идет о многомиллиардных инвестициях. Далее подозрительный китаец (китайцы все подозрительные) предлагает перепуганным бандитам спрятать их кэш где-то у себя в Гонконге...
В городе Готэм живется отлично. В городе Готэм живется готично. Раньше там было немножко мрачно. Потом появился Бэтмен.
Бэтмен (человек – летучая мышь) есть сценический псевдоним эксцентричного миллиардера Брюса Вэйна, как Айрон Мэн (железный человек) есть сценический псевдоним эксцентричного миллиардера Тони Старка. Таким образом снимается вопрос о возможной материальной заинтересованности персонажа, и аксиома «Бабло побеждает зло» идет на зрителя в полный рост, подкрепляемая с флангов работой долби диджитал.
Фильм «Темный рыцарь» - и странно, что этого никто до меня не заметил – буквально пропитан баблом. Он начинается с ограбления банка, с набитых деньгами сумок. Далее – деловые переговоры в небоскребе Вэйна, и речь идет о многомиллиардных инвестициях. Далее подозрительный китаец (китайцы все подозрительные) предлагает перепуганным бандитам спрятать их кэш где-то у себя в Гонконге. Еще будет эпохальная сцена со сжиганием горбатой горы бабла под девизом: «Не все в этой жизни делается ради денег». Конечно, так может рассуждать только антигерой.
Герои хорошо и дорого одеваются, стильно подстрижены, всегда отлично выглядят (и наверняка отлично пахнут), а у мэра и тушь для ресниц не дешевая. «Ланком», не меньше. Гэри Олдман в спинжачке от «Красной большевички», усах и очках модели «Чикатило» главным героям проигрывает – но на то он и второстепенный, и коп, и вообще с ним много неясного. Поэтому его не зовут на вечеринки в ангарах, и дворецкий с безупречным английским акцентом не подает ему свежевыжатый сок. Честно говоря, вообще непонятно, что он делает в этом фильме. Разве что продолжает сюжетную линию предыдущего комикса, где Бэтмен еще мало отличался от Бэйтмана и нуждался в друзьях.
Если начистоту, Гэри Олдман в этом фильме для понту. И Майкл Кейн. И Морган Фримен, в очередной раз сыгравший мудрого конопатого негра с белым сердцем. Это такая форма проявления бабла – через купеческий по размаху кастинг. Уильяма Фихтнера, которому в прологе засунули гранату в пасть, вполне хватило бы (и хватало) на полномасштабного злодея в боевике средней руки. Эрик Робертс, который в последнее время перебивался эпизодами в сериалах и участием в российских блокбастерах (!), на экране успевает несколько раз ухмыльнуться и ломает ногу. Конечно, можно только порадоваться за старика – ему удалось-таки зашибить пару долларов, пусть и ценой очередного унижения. Но самое смешное – это участие в «Темном рыцаре» Киллиана Мерфи, вот уже десяток лет проходящего по ведомству восходящих звезд. Он на экране и вовсе несколько мгновений – за два-то с половиной часа – и большую часть этого времени у него на голове мешок. Звезда в мешоке.
Есть, правда, и забавные проколы. Роль девушки, которой нелегко, сыграла Мэгги Джилленхаал из клана Джилленхаалов. Возможно, это было условие участия в фильме Хита Леджера. Каких-то иных оправданий пребыванию Мэгги в этом фильме я не нашел. Это не то что не Ким Бэйсингер – это даже не Джейк Джилленхаал в плане женской привлекательности.
Саундтрек к фильму сочиняли ДВА самых высокооплачиваемых композитора современности – Хауард и Ханс Зиммер.
Главных героев в фильме три. Это плохой Джокер (Леджер), хороший Бэтмен (Бэйл) и сперва хороший, потом плохой, а потом снова хороший Харви Дент (Аарон Экхарт). Исполнители подобраны фонетически точно. По поводу всего остального возникают вопросы.
Только ленивый не сравнил еще Джокера-Леджера и Джокера-Николсона. Разумеется, большинство сравнений в пользу Леджера. Во-первых, он недавно умер. Во-вторых, он умер молодым и красивым. В третьих, он замечательно играет.
По поводу игры стоит сказать отдельно. Как ее умудряются оценить зрители? Фильм дублирован наглухо – со всеми вытекающими. Актер загримирован – мимику тоже не разглядеть. Или грим такой потрясающий? Или игра заключается в периодическом высовывании языка?
Пока я не обзавелся ДВД с оригинальной звуковой дорожкой, я ничего достоверного об игре покойного сказать не могу. Замечу лишь, что не надо сравнивать Леджера с Николсоном. Потому что не только Леджер такого сравнения не выдерживает, но и сам фильм Криса Нолана не выдерживает никакого сравнения с «Бэтменом» Тима Бартона. Нет, по баблу-то он его кроет. Но во всем остальном…
Начнем с сюжета. У фильма целая банда продюсеров и четыре сценариста. Очевидно, каждый старался внести свою лепту. В итоге фильм представляет собой комок сюжетных линий, запутанных, порванных и связанных узлом. По-хорошему – на фильм хватило бы и половины.
В биографии Криса Нолана и брата его Джонатана был хороший триллер «Помни», где герой помнил лишь последние десять минут своей жизни. Поэтому вся история рассказывается задом наперед. При просмотре «Темного рыцаря» иногда складывается такое же впечатление. Только в том фильме это был новаторский прием (позже его передерет один француз для своей «Необратимости»), а в «Темном рыцаре» оно само получилось.
Герои появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Джокер остается висеть на подтяжках. Харви Дент сходит с ума после непродолжительной беседы с Джокером. Полицейские ни с того ни с сего «предают» – это бы еще ничего, дело привычное, просто мы их раньше в фильме не видели. Смешение жанров – колоссальное. Если это эпическая трагедия, при чем тут человек-мышь и карикатурный дворецкий? И может ли выжить человек, у которого половина лица прогорела аж до черепа? А если это комикс, то почему такой серьезный?
Лучшая сцена в фильме вообще снята в жестко реалистическом ключе. Два парома в гавани – один с зэками, другой с обычными людьми. Оба парома нашпигованы взрывчаткой, а взрывные устройства с дистанционным управлением находятся у пассажиров. Либо до двенадцати часов зэки взорвут нормальных людей, либо нормальные люди – зэков, либо Джокер потопит тех и других. Причем, в общем-то, непонятно, на самом ли деле взрывное устройство от другого парома, а не от твоего собственного. Тут можно выходить на обобщения, рассуждать о странностях гуманизма и трагедии человечества… Проблема в том, что весь фильм каждым своим эпизодом претендует на то, чтобы быть и обобщением, и выводом, и моралью всего и вся. Будучи лишь дорого снятым комиксом.
Многозначительный финал наводит на размышления о политической ориентации авторов фильма. Бэтмен, говорят они, это тот герой, который нужен Готэму, но горожане этого пока не понимают и еще долго не поймут. То есть на самом деле Бэтмен это Джордж Буш. Кстати, Леонид в «Зооспартанцах» - это тоже Джордж Буш. И слон в недетском мультике «Хортон», пытающийся спасти мир, спрятавшийся в пушинке… Впрочем, это мы уже о Грузии.