Девушки-артефакты. О книге Александра Васильева
Любопытный документ эпохи – петиция стамбульских дам коменданту Константинополя. В ней турецкие женщины жалуются на русских эмигранток, которые свели с ума турецких мужчин - те не ночуют дома и вовсю волочатся за хорошенькими русскими.
Александр Васильев – известный историк моды. Декоратор, коллекционер и пр. Единственный, пожалуй, человек в стране, который собрал воедино сведения о том, как выглядела и как одевалась русская эмиграция. Под его авторством вышло уже несколько книг на эту тему. Главное их достоинство – обилие уникальных фотографий. Многие были отданы Васильеву потомками запечатленных на них людей. По большому счету, книгу «Красота в изгнании. Королевы подиума» можно не читать, а только рассматривать. Фотографии и подписи к ним. О качестве некоторых можно спорить, но попадаются просто шедевры. Плюс иллюстрации из модных журналов 20-30 годов, карикатуры, реклама, рисунки. Текста получается не так много, но он весьма интересен, потому что пересыпан воспоминаниями очевидцев той поры.
Васильев застал многих свидетелей эпохи, ходил ко всем этим царственным старухам, слушал их бесконечные монологи, и некоторые, прельстившись вниманием молодого человека (а в 80-ые он был молод), передавали ему раритеты – какую-нибудь лисью горжетку, с которой были связаны сладостные воспоминания первого успеха в свете, бисерную сумочку, вышитую руками мамы, княгини такой-то… (А княгиням и пришлось выживать в Париже и Константинополе, Белграде и Харбине, занимаясь тем, что лучше всего у них получалось – нарядами).
Любопытный документ эпохи – петиция стамбульских дам коменданту Константинополя. В ней турецкие женщины жалуются на русских эмигранток, которые свели с ума турецких мужчин, те не ночуют дома и вовсю волочатся за хорошенькими русскими. Слезный вывод заявления таков: просим выселить их из Константинополя куда подальше. Не знаем, что ответил полковник Максвельд, но русские начали в массовом порядке выезжать из Константинополя только через пару лет после этой поразительной петиции.
Турчанок можно понять. Судя по фотографиям, русские представительницы эмиграции, те, что работали «манекенами» (так тогда называли моделей) – это просто произведения искусства. Такие стати, такая красота и гордость! Сейчас таких, увы, нет. Моделями для известных парижских домов моды работали и княжны, и графини, и просто девушки, получившие хорошее воспитание. Многие из них сделали потом карьеру киноактрис, многие удачно вышли замуж.
Мода на все русское охватила заграницу как раз в тот момент, когда потоки беженцев хлынули после революции в Европу. Париж, конечно, был подготовлен Дягилевскими сезонами, но такой всеобъемлющий наплыв красивых женщин - с неповторимым славянским шармом и славянским стилем в одежде - не мог не оказать влияния на парижскую моду (да, было когда-то и такое…)
Васильев рассказывает о судьбах русских эмигранток-манекенщиц, попутно давая сведения из географии приютившей их страны, о стилях в искусстве, о театре, кинематографе, кухне и, в конце концов, о том, что ждало королев подиума в старости, каковы были их последние дни.
Не знаю, делает ли сравнения Александр Васильев между дамами 20-х годов и дамами нынешними, но в одной передаче, помню, он рассказывал о том, что подрабатывает в качестве гида по истории моды для жен новых русских. И встречаются прекрасные экземпляры, которые, приехав во Флоренцию, зависают на распродажах, отнюдь не горя желанием посетить знаменитые музеи города. «Вы нас только довезите до улицы бутиков, - говорят они, предвкушая, - а потом вечером заберете». Что приходит в голову этому человеку, похожему на карнавального персонажа, он не озвучивает. Но он говорил с отпрысками царского рода, и этого ему хватит на всю жизнь.