Чтобы ребенок умнел с пеленок
Будущая мама начинает думать о ребёнке задолго до его рождения. Она размышляет о том, как правильно, с её точки зрения, вырастить из малыша здорового, всесторонне развитого, успешного человека. А когда младенец, наконец, появляется на свет, тут уж не до рассуждений.
Будущая мама начинает думать о ребёнке задолго до его рождения. Она размышляет о том, как правильно, с её точки зрения, вырастить из малыша здорового, всесторонне развитого, успешного человека. А когда младенец, наконец, появляется на свет, тут уж не до рассуждений. Пора переходить к действию. Ведь в первую очередь от родителей зависит, каким человеком вырастет малыш, по какой дороге он решит пойти.
Кто займется ребёнком?
В современном мире редкая мама может позволить себе роскошь домашнего воспитания ребёнка в дошкольный период. Как правило, если не через полтора, то через три года после родов женщина выходит на работу. Тут и начинается суета. И вот уже родители задают себе вопрос: «В чьи же заботливые руки можно на время передать любимого малыша: бабушки, няни или воспитателей детского сада?». У каждого варианта масса плюсов, с которыми соседствует и, - увы! - масса минусов. Но принимать решение все же придётся. Только не забывайте во время выбора об интересах своего ребёнка.
Пожалуй, только летом, во время отпуска, родители могут полноценно заняться воспитанием малыша. Но лето обычно быстро пролетает... а о ежедневном развитии забывать всё же не стоит! Хорошо, что сейчас существует масса центров, которые занимаются всесторонним образованием детей - с пелёнок до наступления школьной поры. Они же могут в некоторой степени служить альтернативой няням и бабушкам, а в редких случаях — и детским садам.
Не опоздать, начать учиться
Известно, что в возрасте до 3-х лет происходит интенсивное развитие мозга. Малыш просто жить не может без ярких впечатлений и новых знаний. А родителям нужно успеть подать ребёнку информацию об окружающем мире в интересной и полезной форме.
В современном мире обучение чтению, математике, энциклопедическим знаниям в раннем возрасте — не вымысел. Сейчас разработаны и успешно опробованы различные методики раннего развития: Монтессори, Домана, Зайцева и др. С их помощью можно научить малышей читать, считать, помочь развитию их вкуса, воображения, фантазии.
Например, в детском развивающем центре «Солнышко» специалисты проводят занятия с детьми от 8 месяцев до 3 лет по педагогической системе Марии Монтессори, главным девизом которой было: «Помоги мне сделать самому». То есть роль взрослого в обучении малыша такая: подвести ребёнка к учению, знаниям, а потом отойти в сторонку, дать свободу выбора, оставаясь в тоже время активным наблюдателем.
В каждом районе края родители могут найти центр детского развития, подобный «Солнышку». Особенно много таких учреждений в Северном и на Взлетке: «Апельсин», «Страна чудес», «АБВГДЕйка», «Энтузиаст» и др.
Кроме этого, во всех районах Красноярска работают муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей. Многие из них предлагают программы для подготовки к школе. Например, «Центр внешкольной работы», который находится в Ленинском районе нашего города, объединяет 12 клубов по месту жительства. Здесь с дошколятами занимаются по образовательной программе «Школа развития», которая включает в себя:
— базовую часть: математика, азбуковедение, окружающий мир. Эта часть образовательной программы составлена на основе программы Бунеева Р.Н. и Кисловой Т.Р. «Школа 2100»
— вариативную часть: Изо, рукоделие (лепка, оригами, тестопластика и многие другие техники декоративно-прикладного искусства), аэробика, музыка, хореография, занятия с логопедом. Данная часть программы направлена на развитие речи, мелкой моторики, координации, творческого мышления.
Занятия в «Центре внешкольной работы» проходят в группах, длятся по три-четыре часа. Родители же в это время могут заняться своими делами, зная, что их ребенок в надежных руках: с детьми работают интересные, творческие педагоги.
Мамам и папам не нужно будет тратить время, чтобы возить ребенка на занятия: клубы расположены близко к месту проживания. Образовательные услуги доступны каждому.
Ребятишки, посещающие «Школу развития» по желанию родителей, могут пройти у психолога диагностику готовности ребенка к школе, а также получить консультацию по всем интересующим вопросам.
Несколько важных правил
Не бойтесь лишить малыша детства, отдавая его на развивающие курсы, не переживайте, что педагоги «перегрузят» его. Он, в отличие от взрослого, никогда не станет делать то, что ему не по душе. Обучение может превратиться в мучение только к семи годам, когда школа становится обязательной для посещения. Родителям стоит заранее позаботиться о том, чтобы ребёнок к наступлению школьного возраста имел своё мнение, мог самостоятельно делать выбор. Поэтому ориентируйтесь на тот вид деятельности, к которому стремится малыш. Тогда учебную жизнь он начнет не со слез, а со стремления узнавать новое, отбирая для себя нужное, развивая уже заложенную базу знаний.
Если же вы прошли специальные курсы по обучению вашего любимого чада и собираетесь заниматься его развитием самостоятельно, в домашних условиях, то вы в обязательном порядке должны знать некоторые моменты. Малыша надо хвалить за успехи! Чем восторженнее вы отреагируете на какое-то его действие, тем большее желание он испытает вновь делать то, за что его хвалят. Помните об уважении к крохе! Ребёнок должен воспринимать слово «нельзя» не как своеволие взрослых, а как предупреждение о таящейся опасности, как нашу заботу. Вспомните, на уроках в школе мы любили и хотели учиться у тех преподавателей, которые уважали нас, и не любили тех, кто был с нами высокомерен.
Когда обучение — весёлая игра, то знания усваиваются сами собой. Нужно заинтриговать малыша, тогда он сам потянется, например, к книжке или к карточкам с математическими заданиями. И даже если ребёнок не расположен заниматься, не бойтесь сбиться с ежедневного режима занятий. У всех людей бывают моменты, когда просто нет желания в определенный день что-то узнавать, начинать новое дело. Подождите следующего дня. Плохое настроение пройдет, а малыш возьмется за работу с новыми силами.
Не забывайте, что приступив к занятиям, не следует останавливаться. Нужно постоянно идти вперед, повышать темп прохождения программы ребенком. Если в жизни был такой момент, когда пришлось забросить обучение: праздники, непредвиденные события и др., то не стоит возвращаться к пройденному и повторять все сначала. Лучше дать новый материал и в новой форме! Побыстрее сформировать режим занятий.
Помните ещё одно очень важное правило, без которого не обойтись, даже если строго следовать всем другим предписаниям: счастливые, успешные дети вырастают в счастливых семьях! Занимайтесь с ребёнком тогда, когда он этого хочет и когда вы этого хотите. Малыш почувствует вашу легкость, радость и сам с удовольствием примется изучать мир.
Вы заметите, что стоит начать уделять ребёнку хотя бы немного внимания: читать ему книжки, рассказывать познавательные истории, показывать картинки, как он на глазах начнет умнеть, становиться более зрелым. Ну а если не просто играть и читать, а применять какие-то из известных методик развития, то со временем малыш начнет поражать родных своим умом, памятью, творческими успехами. Главное, начать занятия своевременно.