Александр Стриженов: «Сейчас я и не знаю, сможет ли «Юленька» достучаться до зрителей»
В эксклюзивном интервью САН создатель психологического триллера "Юленька" Александр Стриженов рассказывает, почему он вдруг решил взяться за столь непростую работу, кто еще из известных режиссеров претендовал на постановку «Юленьки» и не боится ли он, что в тяжелые времена кризиса зрители могут попросту не заинтересоваться страшным кино.
19 февраля на экраны страны выходит психологический триллер «Юленька» от режиссера Александра Стриженова. Пока что фильм представляется настоящей «темной лошадкой». Известно лишь, что действие разворачивается в провинциальном городе, в котором вдруг появляется Зло. И вступить в схватку с ним придется молодому учителю (Марат Башаров)
Трейлеры и постеры картины внушают осторожный оптимизм и отсылают к различной киноклассике, особенно к знаменитым «Омену» Ричарда Доннера и «Психо» Альфреда Хичкока. Два года назад российские кинематографисты уже пытались поработать в похожем жанре — а конкретно Павел Руминов, снявший «Мертвых дочерей». Но фильм оказался не столько триллером, сколько драмой, прямо сказать, не самого лучшего качества. И сейчас у «Юленьки» есть все шансы стать фильмом-первопроходцем и установить стандарты качества для всех последующих российско-психологических картин. В эксклюзивном интервью САН создатель картины Александр Стриженов рассказывает, почему он вдруг решил взяться за столь непростую работу, кто еще из известных режиссеров претендовал на постановку «Юленьки» и не боится ли он, что в тяжелые времена кризиса зрители могут попросту не заинтересоваться страшным кино.
-- Александр, Вы до последнего момента считались одним из главных комедиографов России, сняли две успешные комедии «От 180 и выше» и «Любовь-морковь». И вдруг взялись за триллер. Это был запланированный шаг?
-- Да, это было запланировано. Мне скучно заниматься одним и тем же, захотелось разнообразить свою жизнь и творчество. Кино — это же аудиовизуальное воздействие не только на публику, но и, собственно, на самого себя. Мне захотелось немножко поэкспериментировать.Поэтому, когда хорошо знакомый продюсер Ренат Давлетьяров предложил мне взяться за постановку сценария, на котором было написано «триллер», я с удовольствием согласился.
-- Триллер — очень сложный постановочный жанр. А на что вы ориентировались во время съемочного процесса? Как определяли: что будет страшно зрителю, а что нет?
-- Мне кажется, что кино делят на жанры, в основном критики или прокатчики, чтобы как-то спозиционировать картину на рынке. Но это разделение — условно. Я считаю, что фильм может либо получиться, либо нет. За себя могу сказать, что снимал вовсе не триллер, а скорее психологическую драму — но делал ее по «триллерным» законам. И акцент делался вовсе не на кровавые сцены, а на саспенс и на создание определенной атмосферы. Мне вовсе не хочется напугать зрителя. Я хочу заставить его задуматься, сопоставить себя и свою жизнь с поступками экранных героев, спровоцировать людей на какие-то чувства, эмоции. Поэтому пришлось много поработать именно над атмосферностью фильма. Чтобы зритель мог ассоциировать события «Юленьки» с действительностью. Чтобы он понимал: похожие события могут произойти и в жизни — всегда и везде.
-- Среди сценаристов — сразу несколько фамилий. И даже ваша фигурирует. Почему пришлось прибегнуть к такому коллективному творчеству? Неужели работа над историей тяжело продвигалась?
-- Сценарий претерпел очень сильную трансформацию, когда к проекту подключился я и мы начали кадровать картину. Некоторые эпизоды пришлось переделывать. Но не потому что они были слабыми или плохими. Просто хотелось копнуть поглубже, найти побольше недостающих смыслов. В процессе работы несколько идей претерпели изменения. И тогда к сценарию подключился Валя Спиридонов, работавший над такими лентами, как «Индиго» и «Одна любовь на миллион». Ему и удалось свести все наши предложения к единому, сценарному знаменателю. А саму историю «Юленьки» придумал Андрей Курейчик, создавший «Любовь-морковь».
- Насколько я знаю, до вас за «Юленьку» хотели взяться несколько известных режиссеров. Даже Павел Лунгин интересовался проектом...
- Да, Лунгин в свое время проявлял интерес к «Юленьке». У меня, кстати, несколько недель назад с ним замечательная история произошла. Встретил Лунгина, он меня спрашивает: «Ну, что, у тебя картина выходит?». Говорю: «Да, скоро уже». Начали с ним обсуждать подробнее. Он мне свое видение изложил, рассказал, что рассматривал два пути, по которым можно было бы повести сюжетное развитие картины. И, как оказалось, мы вывернули историю вообще в другое русло, которое здорово отличается от видения Лунгина. Поэтому после премьеры мне было бы интересно послушать мнение Павла Семеновича по поводу своего фильма. Интересно, что он скажет?
-- После «Юленьки» вы снова возьметесь за триллер? Или продолжите жанровые эксперименты?
-- Одно лишь точно знаю: за порнофильмы никогда не возьмусь (улыбается). А что будет дальше? Даже и не не знаю пока. Возможно, снова сниму комедию. Конечно, в кинобизнесе есть определенные правила игры. И в нынешние кризисные моменты, чтобы добиться успеха, зрителя нужно либо развлекать, либо жалеть. Но «Юленькой» я бы хотел добиться другого эффекта. Фильм начал сниматься полтора года назад, когда в стране был очень сытый период. В Москве деньги текли рекой — отовсюду. В пятницу ночью в центре столицы невозможно было проехать — у всех клубов и ресторанов в три ряда парковались дорогие автомобили. И мне захотелось напомнить всем, что на такую нашу жизнь смотрят те, ради кого мы живем — наши дети. И что они могут подумать, наблюдая за такими двойными стандартами — когда общество пропагандирует шик, не обращая внимания на множество проблем вокруг? В «Юленьке» мне захотелось порассуждать на тему правдивости, на тему обязательств, на тему морали. Ведь дети не сами становятся чудовищами, их к этому толкают взрослые... Но сейчас экономическая ситуация в стране изменилась и я, честно говоря, даже не знаю — насколько мы сейчас будем услышаны. Но, тем не менее, надеюсь, что «Юленька» все-таки тронет зрителя. Потому что это простая человеческая история. И имеет отношение абсолютно к каждому.
О сюжете
Андрей Белов (Марат Башаров) переезжает с семьей из столицы в провинциальный город. Ради здоровья любимой он меняет работу университетского преподавателя на место классного руководителя в женской гимназии. Белов быстро понимает – с его классом что-то не так. За круговой порукой молчания скрывается странная и страшная тайна. Эти пятиклассницы не играют в куклы – они играют человеческими жизнями. Сигналом к действию для Андрея станет записка «Спасите нас!», найденная в школьном дневнике. Постепенно жизнь Белова превращается в кошмар. Все его чувства, эмоции и поступки искажаются под призмой страха. Зло отравляет все его существование и медленно и изощренно отбирает все самое дорогое. И удастся ли ему выбраться из этого кошмара, зависит только от одной маленькой девочки. А она… просто хочет, чтобы мама была счастлива…
О работе над картиной
Александр Котелевский (продюсер):
- Мы хотели показать, что события в картине происходят вне времени и вне места. Такая история может произойти всегда и где угодно. Но некоторые привязки к нашей действительности все же сохранились: не хотелось, чтобы эта история выглядела фантастической. Картину решили снимать в Ялте, потому что в ней как раз есть такая вневременная красота. К тому же, там нигде не видно моря. Может быть это прозвучит нескромно, но мне кажется, что в этом фильме есть все компоненты, которые должны быть в хорошем кино: интересная, хорошо рассказанная история, отличное изображение, прекрасный звук… Это кино немного провокативное, и в этом еще одно его достоинство. В итоге те, кто ходит в кино развлекаться, будут смотреть красивую картинку, а те, кто ходит в кино подумать, точно найдут над чем. При этом в фильме нет глубокого морализаторства. Нам за этот фильм не стыдно. После его просмотра не остается ощущения, что ты поел попкорна, есть ощущение, что тебе предложили какое-то более изысканное блюдо.
Андрей Курейчик (сценарист):
- Идея написать этот сценарий родом из моего детства. Сама жизнь родила этот сюжет. Многие персонажи в этой истории имеют свои реальные прототипы. Сама Юленька была в реальной жизни, правда, обыкновенной девочкой, без интеллекта взрослой женщины. Хотя… Мне кажется, получился очень красивый фильм, оказывающий на зрителя колоссальное воздействие. Все художественные средства, которые использованы для его создания, попали в точку. Даша Балабанова, которая сыграла главную роль – это настоящее открытие. Большая радость для меня, как для сценариста, что я увидел на экране очень яркое воплощение того образа, который создал.
Артур Гимпель (оператор-постановщик):
- В сценарии действие картины происходило в школе. Мы решили сделать из фильма нечто странное. Поскольку детская жестокость всегда шокирует, мы решили переместить действие в женскую гимназию. Ведь к тому, что дерутся мальчики, все привыкли, а жестокость девочек шокирует. Эстетически фильм снят в стиле ретро-фьючерс, т.е. прошлое, соединенное с будущим. До этого у нас в России в этой эстетике никто не работал.
Марат Башаров (актер):
- Когда мне предложили роль в «Юленьке», я согласился не раздумывая. А сейчас, когда я смог увидеть картину целиком, понимаю, что после выхода этого фильма все мужское население меня проклянет. Потому что мой персонаж показал всем мужикам, что нельзя изменять родным и близким. Мы все счастливые, что нас не настигает такая страшная кара, а за все в жизни нужно платить. И мой герой за мимолетное наслаждение и собственную глупость поплатился всем, что у него было в жизни. Он потерял все! Поэтому наш фильм призывает всех мужчин быть осторожными и много-много раз подумать перед тем, как отправиться налево. Юленьки не дремлют! Но какая же скотина и тварь мой герой! Бывают увлечения… А когда человек учит людей быть честными, и сам идет против своих слов, то я считаю, что это наказание им вполне заслужено. Ему трудно сочувствовать. Потому что когда судьба дает ему шанс все исправить, но он этого не делает. Из-за своей слабости и трусости. Все мы совершаем ошибки, но, главное – вовремя их исправлять. Судьба всегда дает человеку такой шанс.