План Путина в цифрах и фактах
Ситуация вокруг повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок имеет как своих ярых противников, так и тех, кто приветствует непопулярные меры. В этом случае собственные выводы лучше делать самостоятельно. В помощь предлагаем развернутую статистику по ввозу и продажам иномарок в России, а также мнения некоторых известных красноярских персон.
Ситуация вокруг повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок имеет как своих ярых противников, так и тех, кто приветствует непопулярные меры. В этом случае собственные выводы лучше делать самостоятельно. В помощь предлагаем развернутую статистику по ввозу и продажам иномарок в России, а также мнения некоторых известных красноярских персон.
Подержанные иномарки
Так, в 2005 году в Россию было ввезено 309 тыс. штук подержанных легковых автомобилей. Доля этих автомобилей на российском рынке от общего числа всех проданных легковых авто составила 18 %.
В 2006 году ввезено подержанных автомобилей 241 тыс. штук. Доля этих автомобилей на рынке от общего числа проданных авто составила 12 %.
В 2007 году ввезено подержанных авто 370 тыс. и доля на рынке — 13,3 %.
В 2008 году (по прогнозам ФТС до конца года) — 380 тыс. и доля на рынке к общему числу проданных легковушек — 11,8 %.
Подавляющая часть подержанных автомобилей импортируется дальневосточниками и оседает на Дальнем Востоке. Что касается автомобилей старше 5 лет, то, по оценкам экспертов автомобильной практики, в этот сегмент подержанных автомобилей попадают порядка 150 тыс. машин и занимают на рынке ничтожно малуюдолю, равную 4,7 % из 11,8 % всей доли рынка, занимаемой импортируемыми подержанными автомобилями.
Новые иномарки
В 2005 году их было ввезено 464 тысячи. Доля на российском рынке к общему числу проданных лег ковых автомобилей составила 27 %.
В 2006 году ввезено 808 тысяч, доля на рынке — 40 %.
В 2007 году ввезено 1 231 тыс. Доля на рынке — 44,5 %.
В 2008 году (прогноз ФТС до конца года) ввезено 1 780 тыс. новых иномарок. Доля на рынке — 55,6 %.
Как показывают цифры, с 2005 года ввоз новых иномарок увеличился в количественном выражении почти в 4 раза. Доля импортируемых новых автомобилей на рынке увеличилась в 2 раза и занимает львиную долю рынка — более половины всего российского рынка легковых автомобилей.
Сухой остаток
По ноябрьским данным аналитического агент ства «Автостат», за 10 месяцев текущего года в Россию было ввезено 1 млн 749 тыс. легковых автомобилей. При этом 80 % от этого числа (примерно 1 млн 400 тыс.) приходится на новые автомобили, ввозимые генеральными импортерами для продажи через официальных дилеров иностранных производителей, то есть на абсолютно новые, еще не бывшие в эксплуатации автомобили от производителя. Соответственно, остальная, многократно меньшая, часть импорта легковых автомобилей приходится на подержанные иномарки (349 тыс.).
Было дело
24 ноября 2008 года Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон, предусматривающие отмену взимания НДС при продаже подержанных машин по схеме trade-in, то есть схеме, при которой официальные дилеры при продаже в салоне нового автомобиля выкупают подержанный автомобиль в зачет нового. Лоббистами данной поправки являются депутат Государственной думы РФ Олег Морозов и владелец крупнейшей дилерской группы компаний «Рольф» Сергей Петров.
Закон суров
«Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам рас следования установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу его причинения». «Согласно статье № 8 Конституции РФ, а также требованиям Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О специальных защит ных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров », а также требованиям Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», государство гарантирует поддержку конкуренции и основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
● выбор мер государственного регулирования, которые будут не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить эти меры;
● обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования;
● исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба ее участникам и экономике России;
● защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и российских потребителей товаров;
● гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Постановили
«Признано целесообразным установить таможенную ставку, применяемую при импорте в Россию легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет, на уровне 30 % при одновременном пропорциональном увеличении евросоставляющей. Аналогичные ставки установить для автомобилей от 3 до 5 лет. Запретительные пошлины решено установить на подержанные автомобили старше 5 лет».
На новые автомобили возрастом до 1 года таможенные ставки возросли на 5 процентных пунктов.
Комментарии
Вячеслав Новиков, сенатор: - Меры, которые были озвучены на уровне правитель ства по поддержке отечественного автопрома, не прине сут желаемого результата. Попытки пересадить жителей Дальнего Востока на отечественные автомобили мне кажутся безрезультатными. Ведь человек, который хоть раз сел в нормальную машину, а это иномарка, не пересядет на отечественный автомобиль, поскольку он на сегодняшний день, как это ни прискорбно говорить, представляет из себя набор запчастей. Вместе с тем меры по поддержке отечественного автопрома должны приниматься. На мой взгляд, самыми эффективными мерами поддержки будет создание конкурентных условий. Наши автомобили должны иметь возможность доказать свои преимущества и эффективность именно в конкурентной борьбе, а не путем создания преференций, которые в конечном итоге себя не оправдают.
Александр Усс, спикер краевого парламента: - Сейчас в Кремле вновь обсуждается идея возвращения в административный автопарк машин отечественных производителей. И если Москва потребует, я без сожаления пересяду с Audi на «Волгу». Мы все с вами патриоты. Но когда возникает необходимость поддержать отечественного товаропроизводителя, кое-кто начинает задумываться. А такие уж ли мы патриоты? Я уверен, что направления работы правительства, как по автопрому, так и по другим такого же рода вещам, являются стратегически правильными. К сожалению, наши «Лады» слабо конкурируют с Toyota и Mercedes. Но я пересяду, я много ездил на русских машинах в свое время, когда для этого были соответствующие условия, и, поверьте, не плохо себя чувствовал.
Источник: журнал "Автопредложение"