Игорь Юсьма: "Кризис - это время возможностей" (видео)
В чем преимущество кризиса? Чем отличается 1998-ой от 2008-го? Как чувствует себя ресторанный бизнес и что ждет крупные компании? На эти и другие вопросы ответил известный бизнесмен, председатель совета директоров компании «Юнитмедиа» Игорь Юсьма.
В чем преимущество кризиса? Чем отличается 1998-ой от 2008-го? Как чувствует себя ресторанный бизнес и что ждет крупные компании? На эти и другие вопросы телеканалу ОРТВ ответил известный бизнесмен, председатель совета директоров компании «Юнитмедиа» Игорь Юсьма.
В чем преимущество кризиса?
Для того, чтобы делать бизнес, нужно всегда готовиться к самым драматическим сценариям. Я сам всегда надеюсь на хорошее, но в голове держу несколько сценариев. Есть оптимистический, когда к середине 2009 года кризис закончится, и экономика пойдет дальше в своем развитии. Есть сценарий средне-пессимистический, когда кризису отводится порядка двух лет, до 2010 года. И есть сценарий пессимистический, когда разные специалисты утверждают, что кризис может продолжиться вплоть до 2014 года. Конечно, кризис - это время возможностей занять пустующие ниши. Если ты оказался способен противостоять кризису, выйти на новый уровень понимания тобой рынка, то и рынок по-другому будет относится к тебе.
Чем отличается 1998-ой от 2008-го?
В 98-ом году, когда все остановилось, мы выжили за счет всевозможных мероприятий. Например, наши ведущие устраивали дискотеки по школам, где мы продавали билеты, а на вырученные деньги платили заработную плату. Это нам позволило оставаться на плаву. В первые месяцы дефолта мы обнаружили, что получили ноль доходов от рекламы.
В сегодняшний кризис компактные маленькие средства массовой информации имеют больше шанс выжить нежели большие предприятия, в которых по нескольку сотен человек. Несомненно, крупные компании будут превращаться в маленькие-компактные с отправлением в отпуск людей, либо просто умирать и банкротится.
Как чувствует себя ресторанный бизнес?
В рестораны люди, слава богу, не перестали ходить. Одни из немногих акций, которые растут, это акции «Макдональдса». И открыв ресторан, который ориентируется на экономичный формат, мы не прогадали. Люди не перестанут есть никогда. Помните, как в свое время развилась уличная торговля, рынки, где не было наценки, не было посредников торговли. Да, возможно, такое может случится. На сегодня ритейлеры наоборот ощущают подъем потребительской активности.
Что ждет крупные компании?
Я думаю, что если вы спросите долго работающего бизнесмена, имеющего опыт работы в бизнесе, что для него является приоритетом», наверное, он скажет, что приоритетом является зарабатывание денег. И, наверное, это является самым интересным моментом. Каким же образом эти деньги зарабатываются, уже второй вопрос, который зависит от того, насколько интересен бизнес, которым ты занимаешься. Да, ресторанный бизнес очень интересный, медийный бизнес не менее интересен. Деньги как самоцель - это удел определенной категории людей. Я себя к этим людям не отношу. Деньги все-таки инструмент для зарабатывания денег, затем для зарабатывания еще больших денег. Много ли человеку надо для жизни? Наверное, не так уж и много, если ты сыт, твои дети учатся в хорошей школе, получают образование.
Отличается ли темп работы в Москве от красноярского?
Москва до определенного момента лопалась от денег. Но нужно понимать, что когда эти потоки прекращаются, нужно как-то с этим жить. По темпу и ритму они практически одинаковые. Красноярск особенный город, потому что темп, который каким-то чудесным образом есть в Сибири, практически идентичен московскому, а может быть даже в чем-то и быстрее. Другое дело, что Москва это город больших возможностей. В нашей медийной сфере там основные игроки, и если ты не будешь чувствовать тренды, в какую сторону развивается медийная отрасль, вряд ли ты будешь успешен в ней.
Ставите ли вы для себя недостижимые цели?
Я практически никогда не ставлю для себя недостижимой цели. Стараюсь ставить перед собой сложные, но все таки достижимые задачи. За пятнадцать лет я сделал себя из патологоанатома медийным менеджером. Успешным или нет - не мне судить. Но вряд ли сейчас есть смысл как-то менять направление, растрачивать энергию и тратить время, которого у меня практически не осталось, на то что бы получить какие то выдающиеся результаты в другой сфере.
Чем Вы думайте заниматься дальше?
Думаю, что мой удел - нянчиться с внуками. Я об этом мечтаю. Может быть, еще копаться в грядках, чтобы вырастить свою морковку, но думаю, что еще лет десять поработаю.