Упрощенка стала еще проще
Высший арбитражный суд расширил список компаний, которые могут применять упрощенную систему налогообложения. Теперь «упрощенка» стала выгодной не только предприятиям малого бизнеса.
Высший арбитражный суд расширил список компаний, которые могут применять упрощенную систему налогообложения. Размер предельного дохода, позволяющий применять УСН, увеличен почти в два раза. Теперь «упрощенка» стала выгодной не только предприятиям малого бизнеса.
По Налоговому кодексу компания может использовать «упрощенку», если ее доход не превышает 15 млн руб. за девять месяцев и 20 млн за год. Указанные суммы с 2006 года индексируются на коэффициенты-дефляторы, учитывающие изменение потребительских цен в прошедшем году. Размер коэффициента ежегодно устанавливает Минэкономразвития. При этом, определяя сумму предельного дохода, МЭР учитывает коэффициент лишь за последний год. Также поступают и фискалы.
Но ВАС в своем определении указал, что закон требует индексации дохода путем его умножения на коэффициенты за все предыдущие годы начиная с 2006-го, сообщает РБК daily. Юристы рады решению ВАС. «Оно делает УСН выгодной и для предприятий среднего бизнеса, которые раньше могли использовать выгоды льготного режима только путем распыления бизнеса между несколькими небольшими компаниями», — говорит партнер компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов.
Исходя из решения ВАС, предельная величина доходов компании за год, допускающая применение УСН в 2009 году, составляет с учетом индексации около 58 млн руб. Компании, доход которых не превышает допустимый с учетом его умножения на коэффициенты за все предыдущие годы, теперь могут пересчитать свои налоговые обязательства.
Интересно, что решение об увеличении лимита выручки до 60 млн руб приняли и власти, сейчас законопроект находит на рассмотрении в Госдуме. По информации «Прайм-тасс», депутаты, внесшие законопроект уверены, что это слишком низкая планка, что некоторые владельцы бизнеса не хотят развивать свои компании и зарабатывать больше, а часть даже специально утаивает часть доходов.
Если дать больше свободы — легализация доходов составит около 30%, а объем производимой предприятиями продукции и услуг возрастет до 25% ВВП, считают депутаты. Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров отмечает:
«В стратегию у нас заложено четырехкратное увеличение малого бизнеса за 12 лет. Сегодня, к тому же, это антикризисная мера и, конечно, эта поправка направлена также на то, чтобы больше людей занялись малым бизнесом, чтобы упростился их бухгалтерский учет.
Для небольших фирм сложности бухгалтерского учета — проблема. Надо держать специально высококачественного оплачиваемого сотрудника, даже, бывает, что и с помощниками.
Значительное упрощение позволяет снизить требования к бухгалтерскому учету и к этим сотрудникам и, соответственно, снизить часть расходов малых фирм».
Светлана Симонова, заместитель министра экономики и социального развития Красноярского края, отмечает, что в законе не решен вопрос с предельной стоимостью фондов компаний. «58 млн — значительная сумма, и если предприятие столько зарабатывает, значит, и стоимость фондов должна быть увеличена, — сказала она, — Сейчас пока остались те же 100 млн».
Подсчеты Минфина говорят о возможных потерях на 100 миллиардов рублей.
Но депутаты считают, что серьезных изменений в поступлениях в бюджет не будет. Конечно, те, кто занимается предпринимательской деятельностью, сейчас будут платить меньше, но круг людей, имеющих малый бизнес, расширится, и доходы в казну уравняются с теми, что есть сейчас.
Сходное мнение высказала и Светлана Симонова: «Принятие этого закона для бизнеса будет иметь положительные последствия, так как уменьшится налоговая нагрузка. А вот бюджет может понести потери. Впрочем, этого не случится, если бизнес действительно заметно активизируется, — тогда мы получим больше других доходов, например НДФЛ».
В качестве инструмента ускорения развития бизнеса «упрощенка» активно используется властями. Должно быть, результаты уже не за горами.