Наши дороги — это что-то на грани...
Новых дорог в этом году в крае фактически не будут строить. А если точнее, то построят 2,9 километров дорожного полотна, 180 - отремонтируют. Силы дорожников будут направлены на то, чтобы сохранить уже существующие дороги.
26 мая на заседании сессии Законодательного Собрания Красноярского края утверждена корректировка краевого бюджета. Объем сокращения краевых доходов и расходов составил 24,1 миллиарда рублей. Дорожная отрасль в 2009 году потеряла 30%. Об этом 2 июня в ходе круглого стола заявил заместитель министра транспорта и связи Красноярского края Владимир Цапалин.
Это значит, что новых дорог в этом году в крае фактически не будут строить. А если точнее, то построят 2,9 километров дорожного полотна, 180 - отремонтируют. Силы дорожников будут направлены на то, чтобы сохранить уже существующие дороги.
Мероприятия по содержанию краевых дорог секвестру не подверглись. Более того, по сравнению с прошлым годом расходы здесь были даже увеличены на 200 миллионов. Но хватит ли этих денег, чтобы отремонтировать все отвратительные дороги в крае?
Горовой попросил прокурора
На днях начальник ГУВД по Красноярскому краю Александр Горовой обратился к краевому прокурору с просьбой обратить внимание на состояние участка дороги М-53 «Байкал», пролегающего по территории Емельяновского и Козульского районов.
С 14 по 17 мая 2009 года управлением ГИБДД ГУВД по краю была проведена комплексная проверка этой трассы. «В ходе проверки были выявлены отступления от требований, правил, стандартов и технических норм к эксплуатационному состоянию дорог по условиям безопасности дорожного движения. Ямы, выбоины, гребенка, неровность проезжей части, просадки насыпи земляного полотна и провалы проезжей части дороги, неудовлетворительное состояние барьерных и парапетных дорожных ограждений, дорожных знаков и разметки, в том числе, на пешеходных переходах - все это отражается на аварийности трассы, а вследствие этого, смертности», говорится в официальном сообщении пресс-службы краевой ГИБДД. По данным статистики, за 2005 - 2008 годы число зарегистрированных на этой дороге ДТП составило 332, количество погибших и травмированных в них людей - 126 и 409 человек соответственно. Цифры постоянно растут: уже в 2009 году за 4 месяца на этом участке в 30 зарегистрированных ДТП погибло 20 человек, 41 - серьезно пострадали.
Председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания края Михаил Васильев также особо подчеркнул, что именно состояние дорог в большинстве случаев становится причиной страшных ДТП на трассах. Смотрит он на дорожное строительство весьма скептически: «Мы можем потерять базовую сеть дорог, а это значит, что будет массовый выход из строя, или, проще говоря, насыпь. То есть, ремонтировать будет нечего. Дороги - это не пирамиды, которые строили древние египтяне, и эти пирамиды до сих пор стоят, за дорогами нужно постоянно следить, иначе их может вообще не стать».
Выиграл конкурс - строй дорогу
Как ты ее строишь - в дождь, ливень или в град, - за этим никто не проследит, разве что, сознательные граждане. Как, к примеру, произошло на днях. Дорожники клали асфальт под проливным дождем прямо в центре Красноярска. На камеры и телефоны это сняли десятки очевидцев. Уж слишком шокировало автовладельцев такое нарушение технологий. Хотя каждый день из СМИ мы слышим о якобы тотальном контроле за дорожными работами со стороны чиновников.
По словам начальника КГУ «Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю» Сергея Зяблова, когда дорожная фирма выигрывает торги на строительство дороги, вмешиваться в ее работу невозможно. Но зато уже постфактум, когда работы будут проведены, и выяснится, что дорога не соответствует нормативам, компанию, которая выполняла работы, включат в «черный список». Здесь получается палка о двух концах. С одной стороны, действительно, эта фирма уже не сможет участвовать в конкурсных торгах на проведение ремонтных работ, но с другой - кто может помешать компании перерегистрироваться и участвовать в аукционах под другим именем? Выигрывать их, а потом снова ремонтировать дорогу под дождем. Замкнутый круг получается, выход из которого наши чиновники пока еще не придумали.
«Наши дороги трудно назвать дорогами»
То, что строят сейчас, по словам Михаила Васильева, даже трудно назвать дорогами: «Это что-то на грани. Уже вроде бы и не насыпь, но еще и не дорога в полном смысле слова. Нужно коренным образом пересматривать подход», отметил Васильев. Важно отметить, что качество техники, на которой ремонтируют дороги, мягко говоря, плохое - вся она из-за своей старости уже ни один раз выходила из строя. Сегодня навесное оборудование красноярские дорожники покупают на Алтае и в Кемерово. Сейчас рассматривается вопрос по изготовлению техники и навесного оборудования на Красноярском заводе комбайнов. Если будут производить у нас, то, во-первых, это будет менее затратно, а во-вторых, у красноярцев появятся дополнительные рабочие места.
Краевые дороги, да и в общем российские, отстают от общемировых нормативов. И по финансированию, и вследствие этого, по качеству. К примеру, в США или Германии, новых дорог не строят вовсе, потому как, еще 50 лет назад они были построены настолько хорошо, что сейчас нуждаются только в ремонте. Если сравнивать нашу дорогу с ее западным аналогом, то, можно сказать, дорог у нас нет, заявил Михаил Васильев.
Если еще 10 лет назад на наших трассах самыми большегрузными автомобилями были, пожалуй, отечественные КамАЗы, то сейчас фуры дальнобойщиков - это еще одна головная боль дорожников. Современные фуры - это 20, 30 и даже 60 тонн нагрузки на дорогу. А она, дорога, рассчитана на 4-5 тонн. Вот и получается несоответствие. Автомобильный прогресс у нас на лицо. И это хорошо. Но, оказывается, этот прогресс убивает наши дороги.
Однако отказываться от новых моделей автомобилей - не выход. Это понимают и чиновники, и автомобилисты, и бизнесмены. Поэтому и ездят вне закона по трассам с грузами, превышающими нормативы. Их за это штрафуют, но они все равно ездят. Это бизнес, и он диктует свои условия. Власти это понимают, также понимают и то, что дороги нужно совершенствовать и строить по общемировым нормативам. Но откуда взять на это деньги? На обсуждениях корректировки бюджета этот вопрос вызвал серьезные споры. Конечно, когда сфере образования и здравоохранения крайне остро требуются финансы, дороги отходят на второй план. Но нельзя забывать, что транспортная развязка и состояние трасс - это не столько лицо края и страны в общем, сколько связующее между разными сферами жизни - бизнеса, промышленности, медицины и т.д.