Интервью с Романом Гольдманом: «Сельским хозяйством заниматься рентабельно»
"Некоторые сидят в своих кабинетах носа не кажут, те, кого смогли убедит купить нашу современную технику, сейчас наши друзья".
Почему Вы решили заняться сельским хозяйством? Не было ли опасений?
- В 2007 году я писал дипломную работу «Стратегия развития диверсифицированной компании: нефтепродукты, строительные инвестиции, сельское хозяйство». Писал сам, проводил всяческие анализы и расчеты. И после анализа с применением «Пяти сил Портера» пришел к выводу, что основному бизнесу — нефтепродуктовому - угрожает будущая олигополия на этом рынке. На жилищные инвестиции мы особо не рассчитывали, это был бизнес «бумажный» - нет ни базы, ни оборудования. Просто купили доли, поменяли на квадратные метры, метры продали. Сказать, что предвидели кризис нельзя, не предвидели ничего - сейчас долги вышибаем. Огляделись и увидели, что сельское хозяйство нынче у государства в моде, вроде проценты по кредитам возмещают, технику субсидируют, (честно, не верили тогда), а у нас есть простаивающий атамановский ХПП (элеватор). Думаю, давайте попробуем с нашим менеджментом, с нашими возможностями рассмотреть сельское хозяйство как БИЗНЕС. Это был август 2007...
Чего Вам уже удалось достичь в этой области? Какие планы на будущее?
В 2007 году ПРИОБРЕЛИ в собственность и взяли в аренду почти 20 тысяч гектаров и продолжаем работать в сторону увеличения. В 2008 посеяли 3750 гектаров первый раз в жизни, обмолотили вторыми в крае и ничего не оставили на поле. Установили несколько рекордов края: убрали 3750 га четырьмя комбайнами (в среднем, необходимо 10), опрыскали наземным опрыскивателем за сутки 800 га, превзойдя по эффективности авиацию, посеяли одним посевным комплексом 3750 га (в среднем, необходимо два).
Планы:
- В 2009 посеем 5000 га яровых и 1000 га озимых (6100 га яровых уже засеяли) и подготовим к следующему году 10 000 га для посева в 2010 г.
- В 2009 ставим эксперименты: есть поля, где хотим получить урожайность не ниже 60 (у нас притаежная зона, и это, в принципе, невозможно, посмотрим).
- Также хотим увеличить среднюю урожайность с 21ц/га (2008) до 35 ц/га (2009). Общие вложения на май 2009 года с приобретением и оформлением земли в это направление составили порядка 300 млн. Из достижений еще: стали официальными дилерами и представителями ведущих мировых производителей сельхозтехники — Катерипиллар, Кейш, Лаверда.
Рентабельно ли вообще заниматься сельским хозяйством в наши дни?
Если чем-то заниматься по-настоящему, то это должно быть рентабельно. При существующей поддержке государства - окупаемость лет пять, если убрать господдержку, то для начинающего предпринимателя вход в сельское хозяйство будет самоубийством.
Оказывает ли Вам поддержку государство? В чем, по-вашему, она должна заключаться?
- Государство оказывает колоссальную помощь (отдельное спасибо нашему министерству и депутатам) в виде субсидий на приобретение техники, семян, химии настолько, что стало возможным приобретать действительно САМУЮ лучшую мировую технику. Одна проблема в этом году - вроде как деньги закончились, но есть информация, что со следующего года помощь возобновится. Еще одним из очень важных моментов в поддержке государства является проведение государственных интервенций, когда фермеру не надо ломать голову куда деть урожай, правительство уже сейчас назвало цены, по которым будет покупать. Значит, есть уверенность. Есть еще один момент - это старые зерноперерабатывающие мощности в целом по стране. Уже сейчас проблема, где хранить урожай 2009 года, так как место занимает лежащее на хранении госзерно. Значит, необходимо модернизировать и строить, чем мы в данный момент и занимаемся, но пока без помощи государства. В Красноярске, например, вообще нет элеватора, а край каждый год выращивает «лишние» 1 млн. тонн. Как их отправлять? Необходим мощный современный элеватор, способный принимать зерно хозяйств многих районов и переваливать его на вагоны, которые затем покинут нашу страну - желающие купить среди иностранцев есть. Стоимость элеватора на 100 тысяч тонн, примерно 30-40 млн долларов. Кто его будет строить? Нужны хоть и кредитные, но беспроцентные «длинные» деньги.
Вы приобретаете достаточно дорогую сельхозтехнику, окупает ли она себя? Расскажите о последних приобретениях
Мы приобретаем практически самую дорогую технику, но это техника чемпионов - нельзя выступать на гонках и покупать серийный авто.
Самое важное в сельхозтехнике - качество - это ее надежность. Какие мы даем нагрузки, удивляются даже производители. Пример: мы в этом году одним посевным комплексом Бурго (Канада) посеяли 6000 га, один трактор (стоит 13 млн) и один посевной (стоит 15 млн). Итого «сцепка» - 28 млн. и два человека в смене. Чтобы посеять такую площадь необходимо: 6 российских тракторов К-700 (стоимость 4 млн за шт, итого 24 млн) и 6 самых современных комплексов «Кузбасс» (2,5 млн за штуку, итого 15 млн), ко всему этому «цыганскому табору» необходимо человек 50 людей и огромный склад запчастей, потому что все шесть одновременно никогда работать не будут, техника такая. Ну и что получается: я потратил 28 млн, а они 39 млн. Теперь расход горючки: мой американец жрет 6 литров на гектар, а один К-700 — 12 литров. Теперь умножайте на шесть тракторов. Бизнес по-русски, одним словом.
Самое последнее приобретение - 13 корпусной французский плуг Грегуар Бессон, стоит 5 млн, в мире это самый лучший продукт по обороту пласта и как раз к нашему трактору (в таком тандеме наш Челенджер в 2001 году установил мировой рекорд по дискованию почвы - 644 га за сутки).
И напоследок - как относятся местные «фермеры» к вашим начинаниям?
Некоторые с недоверием, особенно по-началу, сейчас более тепло, приезжают в гости, смотрят. Мы же еще и дилеры всей техники, на которой работаем, кто лучше нас объяснит, что и как. Некоторые сидят в своих кабинетах носа не кажут, те, кого смогли убедит купить нашу современную технику, сейчас наши друзья. Знаете, очень любопытно наблюдать, как директор в течение месяцев принимает болезненное решение купить, например, опрыскиватель за 8 млн, а потом его детский восторг, когда он видит КАК он работает (заменяет и авиацию, и все российские опрыскиватели один), а потом еще и благодарит: «Спасибо, уговорили, объяснили». Так же и с комбайнами: один наш итальянский пять комбайнов «Енисей» или три комбайна «Вектор» заменит, и при этом чинить его не придется, хоть и стоит 9 млн.