Чек подешевел на 30%
Стандартная потребительская корзина – это, конечно же, чисто условная единица. Чем еще измеряется наша покупательская способность?
Стандартная потребительская корзина – это, конечно же, чисто условная единица. Чем еще измеряется наша покупательская способность?
Хотим мы того или не очень хотим, но первая статья расходов – жилищно-коммунальные услуги. Регулирование тарифов на самом деле сложный процесс, необходимо учитывать интересы и потребителей, и поставщиков. С 1 января в результате повышения цен и тарифов оплата за ЖКУ в стандартной двухкомнатной квартире площадью 50 кв. метров для семьи из трех человек составляет 2565 рублей. Это в полтора раза ниже максимально возможного роста оплаты. Для сравнения, томичи платят 3189 рублей, кемеровчане - 2140.
Теплоснабжение населения в Барнауле обеспечивают около 30 организаций, разница в тарифах – до 5 раз. Аналогичная ситуация и по водоснабжающим организациям, диапазон тарифов от 5,14 до 16,08 рубля за кубометр. Чтобы выровнять ситуацию, неприятную для потребителей, бюджет города компенсирует часть затрат организаций коммунального комплекса.
В городе продолжают открываться новые и закрываться старые магазины, потому что их благополучие напрямую зависит от толщины кошелька и предпочтений покупателей. Нет больше супермаркета «Ладья», что торговал продуктами на площадях «Сити- центра», закрылся «Патэрсон» на Павловском тракте, сократились «Домо» и «Пятерочка». Как правило, цены в этих торговых точках были высокими. Народ в условиях кризиса начал внимательнее изучать ценники, а от иных покупок отказываться вообще. В списке менее востребованных - мясо, сыр, мучные изделия, крепкий алкоголь.
Зато более востребованными стали недорогие сорта колбасы, рыба, мясо птицы, крупы, молочные продукты.
Статистика показывает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 60-70 процентов количество посетителей кафе и других мест общественного питания. Чек подешевел на 20-30 процентов.
В целом товарооборот в розничной торговле снизился на 6, в общественном питании - на 29,5 процента. В этом году открыто для посетителей меньше, чем в прошлом, магазинов, кафе, ресторанов.
Так что несложно представить, насколько изменилась продуктовая часть потребительской корзины в этом году. Между прочим, торговые сети адекватно реагируют на спрос: элитные сорта кофе и чая, которые еще несколько месяцев назад запросто можно было увидеть на полках супермаркетов, теперь приходится поискать. И нашедши, задуматься: покупка обойдется в два (если не больше) раза дороже.
Что там с другими, непродовольственными товарами? Товарооборот по одежде снизился на 30-40 процентов. И это несмотря на многочисленные и разнообразные акции, распродажи, скидки. Зато дисконт-центры наблюдают небывалый приток покупателей. В обувные магазины барнаульцы стали заглядывать реже (на 70% сократилось количество посещений), на детские товары и игрушки спрос упал на 20-30%.
Реже стали покупать мебель, особенно мягкую (минус 40%). А вот на строительные материалы летом начали тратиться чаще, чем минувшей зимой (был спад на 35%), однако уровня 2008 года цифры не достигли.
Более чем наполовину снизилась потребность горожан в золотых украшениях. И не помогает даже то, что по центральным улицам бродят толпы «живой рекламы», приставая к прохожим, идущим мимо ювелирных магазинов: «Заходите, у нас распродажа». Пардон, разве золото не имеет твердой цены, тогда как же там с российским золотовалютным фондом?
Вот такая интересная статистика. И вот такая продовольственная корзина.
Тамара Елизарьева, газета «Вечерний Барнаул».