Сменка на зиму
Каждый октябрь мы обращаемся к теме зимней резины. И она не теряет актуальности. В этой теме номера снова обсуждаем варианты «сменной обуви» на зиму для наших...
Каждый октябрь мы обращаемся к теме зимней резины. И она не теряет актуальности. В этой теме номера снова обсуждаем варианты «сменной обуви» на зиму для наших машин.
Шипы против липучки
Шипы – одни из основных атрибутов зимних шин — появились гораздо раньше автомобилей. В странах Центральной Европы уже в начале прошлого века вбивали кузнечные гвозди в кожаные накладки на колесах повозок.
С появлением пневматических шин о шипах временно забыли, поскольку не могли придумать, как их крепить. Но уже в начале тридцатых годов их стали применять снова — на гоночных машинах, а к середине пятидесятых — на любых автомобилях по желанию водителя.
Сейчас шипованные шины – привычный вариант зимней «сменки». Сегодня шипы обычно размещают в плечевых зонах протектора по определенной схеме и с таким расчетом, чтобы в пятне контакта шины с дорогой одновременно находилось не менее 8 и не более 12 шипов.
Фрикционные шины (или «липучка») появились позже и сегодня составляют достойную конкуренцию своим шипованным аналогам.
Выбирая между шипованными или фрикционными шинами, исходить стоит из ваших потребностей. Шины обоих типов износоустойчивы и обеспечивают отличные ездовые свойства, но каждый тип обладает своими отличительными особенностями.
Шипованные шины лучше подходят для езды по обледенелым и утрамбованным снегом дорогам, но на асфальте обеспечивают худшее сцепление по сравнению с «липучкой». Если эксплуатация авто происходит в основном в городских условиях и вы достаточно опытный водитель, то можно ставить нешипованную шину, потому что в городе, как правило, гололед портит нам жизнь только в переходный период смены сезонов. Но если опыта вождения зимой у вас нет, то, возможно, безопасней выбрать все же шипованную резину.
Многие отказываются от шипов ввиду их шумности. Автомобиль по звуку в салоне порой напоминает настоящий самолет.
В пользу «липучки» говорит еще и тот факт, что ее можно «обувать» еще до того, как выпадет снег, не боясь испортить об асфальт шипы, в отличие от «шиповки». Также с «липучкой» можно не беспокоиться из-за быстро меняющихся дорожных условий.
Маркировка
Зимние шины могут содержать следующую маркировку.
«Winter» - зима, или WT-14, Nord Frost - зимние, шипованные.
Severe Snow Conditions (суровые снежные условия): шина, имеющая маркировку «M» и «S», а также пиктограмму горы и снежинок на боковине, означает, что она соответствует специальным требованиям, предъявляемым к эксплуатации зимних шин, и была разработана специально для использования в суровых снежных условиях.
Буквы «M+S» дают понять покупателю, что эта шина предназначена для движения по снегу и грязи (M - Mud - грязь, англ., S - Snow - снег, англ.).
Но иногда маркировка «M+S» может означать другое. Так, на многих откровенно летних шинах для американского рынка стоит клеймо M+S, корейские, а теперь и китайские покрышки зачастую совсем необоснованно носят такую же маркировку. Сомневаетесь? Получше рассмотретите протектор.
Протектор
По типу рисунка протекторы зимние шины можно разделить на два класса: европейский и скандинавский. Европейский подход заключается в создании шин с развитой сетью водоотводных канавок, изготовленных из достаточно мягкой резины. Такие шины не подвергают ошиповке, они предназначены для скоростной езды по очищенным от снега автострадам с незначительным слоем грязи и снега. Словом, полностью соответствуют особенностям движения и климата стран Центральной Европы.
Покрышки, выпускаемые для скандинавских стран, совершенно иные. У них рисунок протектора с множеством небольших шашечек или ромбов с острыми гранями и широкими водоотводными канавками. Это сделано для того, чтобы протектор легко продавливал верхнюю прочную корку льда или снежного наста и хорошо очищался от снега и грязи. Материал скандинавских зимних шин тверже и более морозостоек. Подавляющее большинство подобных шин шипуют, поэтому многие фирмы снабжают свои зимние шины специальными посадочными гнездами.
Выбирая тип зимних шин, нужно решить для себя, где вы будете на них ездить. Если в основном вам предстоит наматывать километры по городским улицам (их все-таки регулярно чистят), остановите свой выбор на европейских зимних шинах. Их преимущества: меньшая масса, лучшие сцепные свойства на асфальте, они мягче. Если ваши маршруты постоянно будут пролегать по заснеженным дорогам, вам лучше подойдут шины скандинавского типа, отличающиеся повышенной проходимостью. Их недостатки: выше масса, жесткость. Однако если вы закрепите на них шипы, никакой гололед не будет вам страшен.
Если вам постоянно приходится преодолевать сугробы, нужна резина с крупными шашками, а если в вашем дворе регулярно убирают снег, то подойдет модель с менее агрессивным протектором. Скругленная боковина меньше шумит, зато с ней легче познакомиться с заносом, а вот нарезанные на мелкие ламельки шашки хороши в любом случае.
Любителям экономить
В идеале все колеса должны быть зимними. Но когда денег в обрез, и их хватает только на два колеса, некоторые решают купить половину требуемого комплекта. В таком случае встает вопрос, на какую ось надо ставить зимнюю резину. Вариантов не так много:
на переднюю; на заднюю; на ведущую; на ведомую;Рассмотрим каждый. Итак.
1. При торможении, при наличии малейшего бокового ускорения (то есть при повороте) можно неожиданно устроить танцы на льду. Красиво, наверно,..если удастся избежать столкновения с другими «танцорами».
2. При торможении от 70 до 80% эффективности обеспечивает передняя ось. На скользкой дороге тормозной путь и так не маленький, не стоит увеличивать его дополнительно летними сликами впереди. Второй аргумент еще более веский, как известно, срыв передней оси в боковое скольжение страшнее срыва задней, поскольку справиться с ним гораздо сложнее.
3. Если автомобиль переднеприводный, смотрите пункт 1 и добавьте невозможность управлять задней осью, изменением тяги, как на заднеприводных машинах, не считая ручника, эффективность которого тоже в такой ситуации практически равна нулю. Но при этом все-таки вы улучшаете проходимость, троганье с места на перекрёстках и т.п. Если автомобиль заднеприводный, смотрите пункт 2. Но опять же при таком варианте тоже решаются проблемы с проходимостью и троганьем с места. И в отличие от переднеприводной, при торможении заднеприводная машина не склонна к развороту, но она плохо останавливается на скользкой дороге. Дело в том, что при торможении нагрузка на переднюю ось увеличивается, а на заднюю — уменьшается. Поэтому шипованные шины, стоящие на задней оси, не помогают автомобилю быстрее остановиться на скользкой дороге. Плюс к этому заднеприводный автомобиль с шипованными шинами, установленными на заднюю ось, имеет большие проблемы с управляемостью на скользкой дороге, потому что передние колёса (направляющие автомобиль) не имеют хорошего сцепления с дорогой.
4. В зависимости от привода – варианты 1 или 2. И добавьте невозможность нормально разгоняться и тормозить двигателем.
Вывод напрашивается сам собой. Если не хватает денег на четыре колеса... значит, надо все-таки где-нибудь достать. Не покупаем же мы один зимний ботинок, если денег на пару не хватает. В противном случае такая экономия может вылиться для вас в гораздо большие затраты, например, на восстановление автомобиля после аварии.
Подходящий размерчик
Что касается размеров, то колеса должны быть достаточно высокими, чтобы не цеплять брюхом за неожиданно вырастающие зимой неровности, и достаточно низкими, чтобы не тереться об элементы кузова, с этим все понятно. Куда сложней с шириной. Чем колеса шире, тем хуже они сопротивляются боковому заносу, а чем уже, тем проще закопаться и намертво сесть в безобидной кучке снега. Идеального решения не существует, поэтому приходится искать компромисс. Обычно зимний компромисс такой же или чуть больше по высоте и такой же или немного уже летнего.
Запаска
С наступлением холодов запаску тоже лучше заменить на зимний вариант. Если нет денег на новое колесо, купите бывшее в употреблении, оно обойдется значительно дешевле, а изношенное зимнее колесо все равно лучше летнего, да и правила требуют, чтобы на одной оси были установлены одинаковые колеса.
Подытоживая, заметим, что всесезонной резины не бывает. Физически, конечно, она существует, но при нашем климате с разницей температур в 60 градусов ее использование кажется бессмысленным. Поэтому на каждый сезон стоит приобрести подходящий комплект резины.
Зимняя резина мягче, благодаря чему сохраняет эластичность на морозе, что способствует лучшему сцеплению с дорогой. Летом по этой причине зимние колеса быстро изнашиваются, а на сухом асфальте в теплую погоду проигрывают летним по всем параметрам. Всесезонная резина — всего лишь попытка компромисса, но не очень удачная в нашем случае.
Если вы еще не успели подобрать «сменку» своему автомобилю, давно пора задаться этим вопросом, чтобы потом не участвовать лично в праздновании «дня жестянщика».