Работа на перспективу
Сегодня в условиях реформирования пенитенциарной системы России говорить об итогах годовой работы краевой службы исполнения наказаний сложно. О том, как прошел 2009 год, рассказал заместитель начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю Валерий Бояринев.
Сегодня в условиях реформирования пенитенциарной системы России говорить об итогах работы краевой службы исполнения наказаний за прошедший год сложно – перед ее сотрудниками поставлены масштабные и ответственные задачи, выполнение которых может занять не один десяток лет. Тем не менее, о том, как прошел 2009 год, как работала система исполнения наказаний в крае, какова сегодня оперативная обстановка в местах лишения свободы, рассказал заместитель начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю, полковник внутренней службы Валерий Бояринев.
– Можно отметить, что в целом для ГУФСИН по Красноярскому краю год прошел достаточно стабильно. В исправительных учреждениях не допущено тяжких и особо тяжких преступлений, побегов из-под охраны. Наблюдается снижение числа преступлений в системе исполнения наказаний края, снизилась статистика потребления спиртных напитков, изъятия запрещенных предметов, произошло снижение злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания. Считаю, что с задачами, поставленными перед системой исполнения наказаний в начале года, в целом мы справились.
Оперативная обстановка на сегодня остается, так скажем, стабильно-напряженной. Сегодня в Красноярский край направляются осужденные из различных регионов России. Только в этом году около 3 000 человек поступило к нам из-за пределов Красноярского края. Их присутствие в местах лишения свободы негативно влияет на оперативную обстановку в крае, так как в основном к нам направляются для отбывания наказания осужденные, стоящие на профилактических учетах, лидеры преступных группировок. Как правило, такие осужденные являются злостными нарушителями порядка отбывания наказания.
– Вы можете озвучить цифру, сколько в крае людей отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления?
– На сегодняшний день в крае находятся в изоляции от общества около 31 000 человек. Пять с половиной тысяч человек находится в следственных изоляторах, остальные отбывают наказание в исправительных учреждениях. 36% от этого числа – это лица, осужденные за тяжкие преступления, и почти 49% – осужденные за особо тяжкие преступления. Таким образом, в общей сложности количество лиц, отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, составляет в крае почти 80%.
– Как строится работа сотрудников с этой категорией осужденных?
– Основная задача – разделить лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и ранее отбывавших наказание. Дальше идет разделение по видам рецидивов. Простой рецидив – это лица, которые ранее отбывали наказание за неоднократное совершение преступлений средней тяжести, и опасный рецидив – лица, ранее совершавшие тяжкие и особо тяжкие преступления. Сейчас ведется работа по разделению обозначенных категорий. Лица, впервые отбывающие наказание, поступают в места лишения свободы в основном за тяжкие и особо тяжкие статьи. Сегодня в крае два исправительных учреждения строгого режима для таких осужденных: ИК-17 (пос. Индустриальный) и ИК-42 (пос. Октябрьский Богучанского района). Осужденные впервые к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима находятся в ИК-31 (пос. Индустриальный).
Работа с разными категориями осужденных строится по-разному. Тем, кто попадает в исправительное учреждение впервые, приходится уделять больше времени и внимания, в отличие от тех, кто уже был судим неоднократно – они знают все требования режима, не переживают особого стресса, знают, куда идут; у них есть определенные трудовые навыки. Такие осужденные быстрее приспосабливаются к жизни в местах лишения свободы, и в этом смысле с ними работать легче.
Сегодня в ИК-17 реализуется экспериментальный проект «корпус-блок». Основная цель проекта – внедрение системы «корпус-блок» в рамках перепрофилирования исправительных колоний в тюрьмы различных видов. Проект позволяет обеспечить комплексную организацию обеспечения режима и психолого-социального сопровождения осужденных. Эксперимент проводится в четырех отрядах ИК-17, которые объединены в корпус, состоящий из двух блоков. Корпус рассчитан на 500 осужденных, в каждом блоке по 250 человек. В работе проекта задействованы 34 сотрудника: сотрудники отдела безопасности, оперуполномоченные, инспектора группы надзора отдела безопасности, операторы видеонаблюдения, начальники блоков, начальники отрядов, психологи, специалисты по социальной работе. Можно говорить, что этот эксперимент за прошедшие несколько месяцев уже показал себя с положительной стороны.
– Есть ли в Красноярском крае лица, осужденные к пожизненному лишению свободы?
- Есть. В основном это лица, которые содержатся на тюремном виде режима. По приговорам суда они направляются в тюрьму, так как первые 10-15 лет они должны отбывать наказание в тюрьме. По окончании этого срока эти осужденные переводятся для отбывания наказания в специализированное исправительное учреждение особого режима для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы. На сегодня в России пять таких специализированных подразделений. Если человек находится в тюрьме, работа с ним проводится очень жестко и четко, согласно установленным нормам законодательства. Содержатся они, в основном, в камерах по 1-2 человека. В работе с ними мы придерживаемся принципа жесткой изоляции и ограничений, соблюдая при этом их законные права.
– Нарушения законности в местах лишения свободы часто происходят из-за передач запрещенных предметов родственниками осужденных. Как строится работа по предотвращению таких незаконных передач?
– Вопрос организации изъятия запрещенных предметов и сотовой связи сегодня взят руководством ФСИН России на особый контроль. Уголовно-исполнительная система создана для изоляции осужденных от общества. Когда родственники осужденных или сами осужденные пытаются доставить на территорию учреждений запрещенные предметы, те же сотовые телефоны, то основной принцип наказания – изоляция преступников – нарушается. Приведу простой пример: если мобильная связь попадает на территорию следственных изоляторов, это вообще может помешать проведению определенных процессуальных решений и, в конечном итоге, установлению истины – виновности или невиновности данного лица.
На сегодня в учреждениях УИС края изъято 49 сотовых телефонов, из них более 50% изъяты на территории исправительных колоний. 23 сотовых телефона было изъято в следственных изоляторах. Все эти телефоны изымались у лиц, прибывших этапом из других регионов или из изоляторов временного содержания.
В исправительные учреждения сотовые телефоны доставляют, как правило, родственники в посылках и передачах. Были попытки проноса сотовых телефонов через комнаты свиданий; бывало и так, что их пытались перебросить на территорию колонии. Результат работы по предотвращению проноса и передачи сотовых телефонов можно считать удовлетворительным. По сути дела, сейчас в наших учреждениях практически нет сотовых телефонов. Работа проведена серьезная, были подключены средства видеонаблюдения. По всем фактам изъятия запрещенных предметов проводятся проверки. Так, в этом году в колониях-поселениях было изъято 13 сотовых телефонов. После проведенных проверок все осужденные были возвращены на прежний вид режима. В случаях, когда они направлялись в КП из зала суда, они были переведены в исправительные колонии общего режима.
– Какие технические средства надзора и контроля сейчас применяются в УИС края, и как они помогают сотрудникам в их работе?
– Требования, предъявляемые к сотрудникам системы исполнения наказаний, сегодня серьезно возросли. Численности персонала для выполнения всех поставленных задач не хватает, и поэтому краевая система исполнения наказаний одна из первых в России перешла на систему бесконтактного надзора, применение которой регламентировано ст.83 УИК РФ. В первую очередь, это видеонаблюдение, которое сегодня есть во всех исправительных учреждениях края, в том числе и колониях-поселениях. Система видеонаблюдения включает в себя стационарные видеокамеры, установленные внутри помещений, и купольные видеокамеры. На сегодняшний день в исправительных учреждениях края установлено более 2700 видеокамер. Конечно, отдача от них огромная. Я считаю, что без системы видеонаблюдения мы сегодня были бы просто «слепыми», и не смогли предпринять все необходимые меры профилактического характера. Реагируя на каждое, даже мелкое нарушение, мы тем самым предотвращаем совершение осужденными злостных или грубых правонарушений. Статистика это подтверждает: по злостным нарушениям режима содержания ежегодно происходит спад практически на 30%.
Кроме работы системы видеонаблюдения, которая сегодня есть во всех исправительных учреждениях края, в работу службы исполнения наказания активно внедряются другие технические средства бесконтактного надзора за осужденными. В этом году мы начали эксперимент на базе ИК-42 ОИУ-26 (пос. Октябрьский Богучанского района) по электронной регистрации осужденных. Эта колония имеет большие производственные площади (77 гектаров), что серьезно осложняет надзор за осужденными. Сегодня на территории лесобиржи находятся 4 пункта отметки осужденных, на которых установлено специальное оборудование – считыватель прокси-карты и видеокамера. Информация с четырех точек поступает на пульт дежурного видеооператора, который в режиме реального времени может установить личность отмечающегося осужденного. Разработан график регистрации осужденных. Уже сейчас мы можем говорить, что применение данного оборудования эффективно – в случае отсутствия конкретного осужденного во время электронной отметки буквально в течение нескольких минут начинаются оперативно-розыскные мероприятия. В следующем году такая система, позволяющая контролировать все перемещения осужденных, будет установлена и в других исправительных учреждениях края, имеющих большие площади, в том числе и в колониях-поселениях. Еще один эксперимент проводится в СИЗО-1 г. Красноярска, где на контрольно-пропускном пункте и на сборном отделении установлена система «фейс-интеллект». Регистрация входящих людей и запоминание их происходит по биометрическим точкам лица. Информация заносится в специальную базу данных. Система действительно инновационная, у меня сегодня нет информации, чтобы где-то в России в уголовно-исполнительной системе ее использовали. Я думаю, что на следующий год мы установим эту систему во всех следственных изоляторах края.
– В ходе реформирования системы именно технические средства надзора и контроля будут применяться как для охраны периметра учреждений, так и внутри колоний и тюрем. Вы можете сейчас дать какие-то прогнозы по поводу развития технических средств надзора и контроля?
– Мы первыми в России начали организацию системы бесконтактного надзора. Первая купольная камера, позволяющая контролировать всю территорию исправительного учреждения, была установлена в 2004 году в исправительной колонии №17. Тогда для системы исполнения наказаний это был настоящий технический прорыв.
После 2007 года, когда в Красноярском крае был совершен побег осужденного из-под охраны, имевший довольно большой общественный резонанс, руководством ГУФСИН края было вложено очень много сил и средств в организацию обеспечения охраны осужденных. В первую очередь, были модернизированы охранные сооружения, установлены современные электронные датчики обнаружения. Практически во всех исправительных учреждениях сегодня построены 6-метровые заборы, маскировочные ограждения. Всего в реорганизацию системы охраны учреждений ГУФСИН края вложено порядка двухсот семидесяти миллионов рублей. Такое вложение требует отдачи. Теперь, при наличии новых охранных сооружений, можно перейти на новые методы охраны – на охрану путем патрулирования. За счет работы технических систем бесконтактного надзора можно частично сократить службы надзора.
В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы России перед краевой службой исполнения наказаний сегодня стоит задача – организовать колонии-поселения с усиленным наблюдением. Такое усиленное наблюдение невозможно создать без использования современных технических средств – системы видеонаблюдения и контроля за осужденными. Я думаю, что до конца года на базе Красноярского края уже появятся пилотные проекты.