"Архив личности" - лучший подарок участливых родителей своему "малышу"
Я считаю, что корни самоопределения нужно откапывать, начиная с самого детства. Существует даже поверье, что в детстве дети знают свое истинное предназначение - их тянет заниматься тем, а не другим, предпочитать одни игры другим и т.д. Но многие, повзрослев, забывают о том - к чему их так тянуло в детстве. Максимум, мы помним, во что играли чаще всего и с удовольствием. То, как проявлялась наша личность в других жизненных ситуациях, мы не помним.
Когда в доме появляется маленький ребенок, у родителей возникает естественное желание "задокументировать", запечатлеть каждый его шаг, каждое слово, все то новое, что появляется в нем с каждым днем и месяцем. На полках магазинов вы можете найти специальный альбомы для новорожденных под названием “Привет, я родился” и т.п. Вот и мы подумывали о таком альбоме. Пока он не появился у нас в доме, мы вели записи в специально купленной для этого тетрадке. Обычно родителям предлагают фиксировать в таких альбомах следующее: - время и день появления на свет;
- рост, вес при рождении;
- цвет глаз, цвет волос, на кого был похож ребенок;
- имя, его значение, кто придумал назвать именно так;
- размер ноги (делают следы, слепки и т.п.);
- какая была погода когда ребенок родился;
- когда ребенка искупали в первый раз;
и так далее и тому подобное.
Все это - очень интересная информация, она греет душу, когда мы вспоминаем о детстве - его самобытности и неповторимости.
Но как-то во время прогулки с дочерью я спросила себя: если у меня есть возможность наблюдать за своим ребенком с самого детства, то какая информация о нем оказалась бы полезной моему ребенку в будущем? Ведь часто, когда мы становимся взрослыми, мы забываем наше детство. Ни мы, ни наши родители, ни мы в качестве родителей не предпринимаем никаких специальных усилий, действий, чтобы зафиксировать важные вещи, которые случаются и находятся априори только в детстве.
А когда наши дети вырастают и естественным образом погружаются в процесс самопознания, самокопания, эта информация ох как может пригодиться. Жизнь ставит перед ними задачу - найти ответы на вопросы “Кто я? Какой я? Зачем я?”. Это самоопределение у многих остается напряженным и неразрешенным в течение всей жизни.
Я считаю, что корни самоопределения нужно откапывать, начиная с самого детства. Существует даже поверье, что в детстве дети знают свое истинное предназначение - их тянет заниматься тем, а не другим, предпочитать одни игры другим и т.д. Но многие, повзрослев, забывают о том - к чему их так тянуло в детстве. Максимум, мы помним, во что играли чаще всего и с удовольствием. То, как проявлялась наша личность в других жизненных ситуациях, мы не помним.
Дальше я стала думать - какие проявления может наблюдать родитель в ребенке в этом контексте? За чем нужно наблюдать в течение детства? Так появились вот эти варианты "объектов наблюдения":
- отмечать, к чему у ребенка проявляется повышенный интерес (варианты: музыка/ картины/ подвижные игры/ общение/ творчество и т.п.);
- какие роли чаще берет на себя ребенок в игре (варианты: ведущий/ведомый, начальник/исполнитель);
- фиксировать, о чем ребенок мечтал (все вроде "чтобы все люди были счастливы"/"чтобы слабых никто не обижал" и т.п.);
- отмечать, как ребенок в большинстве случаев реагирует на трудности и неудачи (варианты: пытается настоять на своем/обижается/уходит от попыток добиться желаемого/начинает манипулировать другими и т.п.).
Жизнь нас постоянно проверяет на прочность. И когда вступаешь на путь преодоления трудностей, очень полезно знать свои "слабые места". Если взрослый узнает из этих записей, что всю жизнь только и делал, что уходил от решения трудностей - он может поставить себе задачу научиться смотреть трудностям в лицо и активно их преодолевать.
- отмечать любые утверждения ребенка касательно его будущего (все фразы вроде "А я когда вырасту, буду тоже там работать"/"А я когда вырасту, заведу себе лошадку" и т.п.). Если в ребенке зародилось желание, то оно уже существует в пространстве, оно уже есть (это как закон сохранения энергии). Кто знает, может быть во время самой тяжелой взрослой депрессии именно выполнение этих "несерьезных" детских желаний вернет человеку вкус жизни? Надо лишь о них знать. А еще кризисы бывают такими, что человеку ничего не хочется и желаний просто нет. И чтобы они появились, возможно, взрослому поможет это "послание из детства";
- отмечать, что ребенка расстраивает больше всего (варианты: несправедливость/жадность/неполучение своего/отсутствие внимания/осознание того, что он обидел маму и т.п.). Если нас что-то расстраивает, значит, нам это близко, нас это трогает, мы к этому неравнодушны - а это еще один ключик к познанию нашего Я. Если чего-то не случилось, а мы расстроились - значит, мы хотели, чтобы это было. Значит, это еще один способ узнать о своих истинных желаниях.
Если подумать дальше, можно набросать еще варианты - за чем мы можем наблюдать и что фиксировать важного для самопознания нашего ребенка в дальнейшем. Я верю, что такой "архив личности" поможет нашему ребенку более детально взглянуть на себя, когда придет время, и успешнее определиться в будущем - кем быть и куда идти.
P.S. По-моему, это - лучшее, что вы можете подарить своему "малышу" на 18-летие!