Марафон митингов в Красноярске: личные впечатления
В полной темноте сквозь пургу я - невыспавшийся и злой, тащился на первый из пяти заявленных на 4 февраля красноярских митингов. Ну разве не скотская идея назначить митинг на 12 часов в субботу? Мое возмущение вполне разделяли хмурые сотрудники милиции, спешно устанавливающее металлоискатели и ожидающие, что вот-вот из-за ближайших домов появятся заявленные господином Потылицыным полторы тысячи участников, для того чтобы выразить свои не менее загадочные политические взгляды и, может быть, устроить беспорядки (от людей, устраивающих митинг в 9 утра, всего можно ожидать).
В полной темноте сквозь пургу я - невыспавшийся и злой, тащился на первый из пяти заявленных на 4 февраля красноярских митингов. Ну разве не скотская идея назначить митинг на 12 часов в субботу? Мое возмущение вполне разделяли хмурые сотрудники милиции, спешно устанавливающее металлоискатели и ожидающие, что вот-вот из-за ближайших домов появятся заявленные господином Потылицыным полторы тысячи участников, для того чтобы выразить свои не менее загадочные политические взгляды и, может быть, устроить беспорядки (от людей, устраивающих митинг в 9 утра, всего можно ожидать). Но зря волновались полицейские - кроме нескольких добродушных дворников и пары замерзших журналистов на площади никого не было. Не явился ни сам Потылицын, ни один из его полутора тысяч сторонников. Померзнув на площади минут 20, я поехал домой, чтобы выпить чаю, позавтракать, и к 11:30 вернуться на площадь, где уже разворачивали красные флаги и императорские штандарты противники коварных оранжевых сил.
Всего на площадь пришло около 200-300 человек вместе с журналистами. В большинстве пенсионеры, но встречались и вполне молодые люди. С техникой у «антиоранжевых» не задалось, поэтому речи произносили в мегафон, вещали посредством мегафона в основном о «либерастах», «сионисткой буржуазии», «порно актрисе Собчак» и других ужасах «оранжево-белоленточной чумы». Не обошлось и без страшных историй про США и «руки запада». Словом, стандартный набор «патриотических» тезисов. Тут же засветился и заявитель митинга на 9:00 господин Потылицын. Хорошо выспавшийся революционер сновал среди собравшихся, раздавая листовки. Кроме листовок Александра Потылицына, на митинге можно было разжиться красными лентами и газетами по преимуществу левого содержания. Отмитинговав положенное им время, «державники» разошлись, а я поехал на очередной круг дом-чай-Красная площадь.
В 14:00 на площади собирались гражданские активисты под лозунгом «За честные выборы». Среди флагов снова преобладали красные, да и многие из пришедших на площадь в 11:30 задержались здесь до 14:00. Молодежи стало значительно больше, появились люди с белыми лентами на рукавах и антипутинскими плакатами. При этом левый уклон сохранялся, флаги оставались красными, а возле сцены стоял баннер с Лениным-Сталиным. При этом встретившийся мне на площади один из организаторов митинга Роман Бурлак заверил, что с собравшимися в 11:30 у участников митинга «За честные выборы!» мало общего, а вот с «белыми лентами» они, напротив, не имеют идеологических расхождений. Этот же тезис подтвердил и депутат горсовета Андрей Селезнев, заявивший, что не знает, почему «ленточки» решили перенести митинг на 18:00. «Изначально мы планировали собраться в 14:00, почему они перенесли митинг, надо спросить у них, мы не в курсе», - сообщил депутат. Собравшиеся на площади люди также говорили, что не имеют к митингу, назначенному на 18:00, никаких претензий, и говорили, что придут сегодня на площадь ещё раз. Впрочем, некоторые говорили, что собираются сегодня посетить все митинги - как оппозиционные, так и провластные. "Просто посмотреть, интересно же", - призналась женщина по имени Людмила. В наследство от «антиораньжевых» гражданским активистам достался и господин Потылицын, который был столь любезен, что объяснил, почему не явился на собственный митинг. «Я просил на 14:00, мне отказали и перенесли на 9:00, и я решил не ходить», - признался таинственный политический деятель.
Среди выступающих на Красной площади в 14:00 были лидер движения «Красноярск против!» Артем Карданец, активистка Всесоюзной коммунистической партии большевиков Екатерина Фатьянова, а также общественные активисты, один из которых зачитал под музыку реп собственного сочинения, призвав сплотиться против режима и добиться политических свобод в России. Кстати, как сообщил Бурлак, к антиоранжевому митингу Фатьянова никакого отношения не имеет, и сама была крайне удивлена, когда прочитала свое имя в списках организаторов. Автобус. Чай. Дом. Автобус, Красная площадь, 6 часов вечера.
Митинг «Белых ленточек» отличался многолюдностью (около 1000 человек) и гораздо более продуманной организацией. На «трибуне» организаторы установили большой экран с трансляцией московского шествия, а справа от митингующих каждый желающий мог получить горячий чай с сахаром. Помимо белых лент, пришедшим также раздали белые шарики с гелием, а в отдельной палатке работала «Школа избирателей» для желающих участвовать в выборах в качестве наблюдателя. Увеличилось и количество известных лиц на площади. Выступали Владимир Перекотий, Андрей Сковородников, Андрей Зберовский и многие другие. Олег Безруких, отвечая на вопрос о расколе оппозиции, заметил, что никакого раскола нет ввиду отсутствия оппозиции «Нет раскола, потому как нет оппозиции, она только создаётся, все эти разногласия, личные претензии на этом этапе нормальны», - заявил предприниматель.
Собравшиеся на площади представляли довольно пеструю компанию, в которой можно было увидеть как предпринимателей, так и коммунистов и троллей, собравшихся под плакатом с Марией Бухтуевой. Несмотря на разницу в возрасте, доходах и политических взглядах, все эти люди довольно мирно уживались между собой, и резолюция с требованием прямых выборов глав регионов, отставки Владимира Чурова, пересмотра результатов декабрьских выборов, отмены порога прохождения партий в Госдуму и отказа Владимира Путина от третьего срока была принята практически единогласно.
Садясь в очередную маршрутку и уже окончательно отправляясь домой, подумал, что хорошо бы всё-таки оппозиции, наконец, сплотиться, иначе можно разориться на автобусных билетах.