Что читать, смотреть и слушать. Возвращение «Титаника»
Культурные впечатления с 9 по 15 апреля.
Главными культурными впечатлениями недели стали для меня три фильма: один старый, один плохой и один недооцененный.
Первый — на экраны вновь, спустя 15 лет, вернулся «Титаник» Джеймса Кэмерона. В 3D-формате. В ознаменование столетнего юбилея катастрофы. 14 апреля 1912 года самый комфортабельный лайнер, совершая первый рейс, столкнулся с айсбергом, а что было дальше, вы и сами знаете, даже если не смотрели фильм Кэмерона в 1997 году (интересно, много таких?). Катастрофа «Титаника», к слову, не является самой массовой по числу жертв в новейшей истории. Спустя два года, в 1914-м, гораздо больше людей утонуло вместе с «Лузитанией», а своеобразный рекорд поставил «Вильгельм Густлоф» в марте 1945-го — более семи тысяч погибших. Однако при словах «самое известное кораблекрушение» десять из десяти назовут «Титаник». За что спасибо надо сказать Джеймсу Кэмерону, решившему выпустить свой фильм в повторный прокат по случаю 100-летнего юбилея трагедии.
Фильм уже побил все рекорды посещаемости. На сайте kinobusiness.com "Титаник" занимает первую строчку в рейтинге главных кинопремьер уикэнда — на 12 апреля, то есть еще до выходных, он собрал 458 миллионов рублей в российском прокате. А выходные эту сумму существенно пополнят: во всяком случае, свободных билетов на сеансы «трехмерного» «Титаника» в выходные было не найти.
Впрочем, вряд ли «Титаник» в 3D впечатлит тех, кто его уже видел. Эффект «возвращения» связан не столько с юбилеем — сам Кэмерон в одном из интервью признался, что ему было важно показать картину для нового поколения зрителей. Куда интереснее еще два артефакта, связанные с этим фильмом, которые сегодня гуляют по Сети.
Первый — это режиссерская, то есть нерезаная версия фильма. В 97-м, когда Кэмерон закончил монтаж и предъявил фильм продюсерам, те схватились за голову: картина длилась около четырех часов, кто ж столько высидит! После чего Кэмерон взял ножницы и сократил фильм до максимально возможных в западном кинопрокате 3 часов с копейками. А сорок пять минут все пятнадцать лет хранились в архиве, и сейчас «полную версию» выложили на торренты, советую посмотреть, интересно. Кэмерон практически не тронул лирические сцены, но сильно порезал все, что происходило на корабле после столкновения с айсбергом. Кстати, всегда считал, что «Титаник» неявно делится как бы на две серии — для девочек и для мальчиков. Для девочек — это все, что было до столкновения с айсбергом: встреча Джека и Роуз, разговоры, объятия, любовь-любовь, а вот потом начинается настоящее зрелище для сильных мужчин — паника, крушение, несущаяся по коридорам вода, синие мертвецы в спасательных жилетах... Кэмерон готовился к съемкам «Титаника» 20 лет. Он изучил все, что связано с этой трагедией. Его консультировали люди, посвятившие жизнь истории «Титаника» - например, участники экспедиции Балларда, обнаружившие в 1985 году место гибели лайнера. «Титаник» - это очень фанатское кино для тех, кто интересуется темой «Титаника» (а таких немало: только в Британии исторические общество «Титаника» насчитывает 20 тысяч человек). И поэтому Кэмерон рассыпал по всему фильму множество красноречивых деталей, подсказок, фраз, мизансцен. От многих из которых пришлось отказаться, зато сегодня они восстановлены в полной версии фильма.
А второй фильм — документальный, называется «Титаник»: последнее слово Кэмерона». Режиссер собрал самых авторитетных экспертов, и взял у каждого интервью. Как именно обломки «Титаника» опускались на дно; почему «Титаник» не перевернулся; какие у экипажа были возможности спасти корабль. Это не столько зрелище, сколько научный спор — предназначенный опять же для фанатов темы. Не могу сказать, что отношусь к их числу, но мне было интересно. Всегда интересно, как люди по мельчайшим приметам реконструируют события столетней давности. В этом, на мой взгляд, и заключается главная ценность истории.
Раз уж заговорили об истории, еще одна премьера недели - «Шпион» режиссера-дебютанта Алексея Адрианова. Экранизация «Шпионского романа» Бориса Акунина, хотя в фильме от литературного первоисточника, прямо скажем, осталась только фабула. 1941 год, Москва, гитлеровская разведка проводит тайную операцию — дезинформировать Сталина о сроках начала немецкого вторжения. Для этого в Москву засылается суперагент Вассер, которого ловят доблестные советские разведчики с лицами Федора Бондарчука и Данилы Козловского. Учитывая, что Козловский перед этим сыграл главную роль в военной фантастике «Мы из будущего», «Шпион» тоже выглядит как произведение если не окончательно фантастическое, скорее такое «военно-шпионское фэнтези». Начиная с того, что в начале фильма Гитлер общается с Канарисом по скайпу. Потом за немецкими агентами ведут слежку с применением видеосъемки (сорок первый год, напомню), в кабинете полковника НКВД оказываются мониторы видеонаблюдения, немецкий офицер читает Сталину письмо на немецком, и тот понимает без переводчика.. в общем, подросткам, которые удивляются, почему в советских фильмах все ходят без мобильников, «Шпион» наверняка понравится. А остальные будут выходить из зала с чувством неловкости — вроде и про войну фильм, про шпионов, и наши в результате победили.. но почему у нас про войну стали снимать какие-то нелепые сказки - «Мы из будущего», «Под градом пуль», теперь вот «Шпион» этот? Видимо, потому, что пришло новое поколение режиссеров, для которых война — не столько историческое событие, сколько цепь увлекательных приключений, беготни, стрельбы и драк. Войнушка.
А еще хоть и с опозданием, но я посмотрел нашумевшую картину Славы Росса «Сибирь, Монамур». Премьера ее состоялась в ноябре, а по итогам проката 2011 года «Сибир, Монамур» поставила абсолютный рекорд провальности: из затраченных на съемки 3,5 миллионов долларов вернуть через прокат удалось едва ли одну десятую часть. Не пошел народ смотреть эту картину. При том, что фильм Славы Росса собрал богатый урожай призов на российских и международных фестивалях, а в одной только Франции заработал денег в десять раз больше, чем в России. Монамур — это название деревни где-то в Восточной Сибири. В ней живет дед-старовер с семилетним внуком. Из соседней деревни дальний родственник время от времени подбрасывает им продукты, потому что в окрестностях Монамура стая одичавших собак истребила всю живность. А еще по окрестностям бродят охотники за иконами, контуженные капитаны и прочие живописные персонажи. В общем, настоящая сибирская экзотика для западного зрителя. Такие фильмы время от времени появляются на экране — например, прошлогодний «Край» Алексея Учителя. Но «Сибирь, Монамур», в отличие от псевдоголливудского «Края», сделан добротнее, убедительнее и что там говорить — ему веришь. Потому что приходилось и стариков таких встречать, и деревни заброшенные видеть, да и вообще — стоит посмотреть.