Кажется, я патриот
Настя Бутковская о том, почему не попала в Крым сейчас, и как побывала в домайдановской Украине
Когда мы с уважаемым редактором «Сибновостей» задумывали этот блог, перед моими глазами маячила перспектива провести майские праздники в Крыму. Хотелось, знаете, как герои «Орла и Решки» обойти весь Севастополь пешком, увидеть Парад победы в Городе славы русских моряков своими глазами, первый раз в жизни написать полезный для читателя текст: сколько стоит самолет, как дешево разместиться, что интересного посмотреть. В общем, вложить всю свою еврейскую (хитрожопость) душу и нести добро в массы. Но пока я мечтала, предприимчивые россияне ровными рядами устремились в авиакассы и разобрали все недорогие билеты. И мне ничего теперь не остается, как смотреть по телевизору, как много и хорошо рассказывают про «Новую старую российскую здравницу» и облизываться.
Вообще, к российско-украинским краям моя любовь сложилась задолго до того, как жители Алушты и Ялты попросились к Путину под крылышко. Летом 2012 года, как раз накануне выборов в Раду, понес меня черт в Одессу. Дорога стоила мне двух самолетов и одного «Дэу Матиза» салатного цвета без кондиционера в 35-градусную жару. Когда я рассказываю эту историю своим подругам, они хохочут до боли в животе: принимающая сторона с пафосом в течение недели рассказывала мне о лимузине к трапу, коттедже в пригороде с двумя служанками, морю к ногам и о Луне с неба. Но добираться до Одессы мне пришлось едва ли не на самокате и работать с филиалом театра Евгения Петросяна. Но сейчас не об этом.
Если отбросить все детали того путешествия и оставить только впечатления о людях и городах — это будет история про Россию, о которой нам рассказывали родители. В них, людях, живущих на Украине и говорящих по-русски, гораздо больше «русскости» чем даже в нас с вами. Конечно, если мне приходилось открывать рот на тему большой политики — остановить беседу с каким-нибудь киевским хипстером о мерзавце-Путине и россиянах, желающих напиться их крови, было невозможно. Но как-то это все равно сидело в них не глубоко и, если честно, походило больше на простые школьные «обижульки». При этом спустя 20 минут каждый едва знакомый мне украинец был готов провести для меня любую экскурсию, с жаром, с любовью и патриотизмом такого масштаба, какой нам здесь, в России, не снится даже. Широкая и загадочная русская душа — это про них, а не про нас.
Они гордятся своей историей, своей культурой, архитектурой, литературой. Они гордятся своей наукой, своим шоу-бизнесом, даже каким-нибудь ресторанчиком, который вдруг понравился гостю из России. Они говорят: «Вот видишь! Это Украина!» — когда я удивляюсь копеечным ценам в супермаркете. А накануне выборов по всей Одессе были развешаны биллборды с текстом вроде: «Одесситы! Начинаются грязные выборы! Будьте внимательны!» А еще ведь виноград в саду каждого дома. А еще ведь черноморская рыба. А еще ведь знаменитая одесская кухня и бульвар Михаила Жванецкого. Тогда мне захотелось когда-нибудь вернуться на Украину насовсем. Для того, чтобы жить там припеваючи было достаточно одной российской зарплаты, ведь вместе с копеечными ценами в магазинах копеечными оказались и зарплаты граждан. Люди, работающие на хороших должностях в рекламном агентстве, например, могли зарабатывать не больше 300 долларов. Это в лучшем случае в три раза меньше, чем у нас. А еще медицина на уровне начала 90-х годов в России, сверхкоррумпированная милиция, берущая взятки вообще за все и без стеснения...
Зная, как небогато и на самом деле не очень-то хорошо живут на Украине люди, очень легко понять, почему начались все эти Майданы. Когда народ настолько искреннен и по-настоящему патриотичен, молчать он может не долго. Другой разговор, во что это в результате вылилось, когда из мирной акции протеста всемирными усилиями сделали шоу. А когда жители Крыма принимали решение о вхождении в состав России — у меня наворачивались слезы. Нужно знать этих людей, чтобы понимать, что для них это значит. Теперь, конечно, они граждане другой страны, но они от этого не стали меньше любить свои края, историю, культуру. Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ — это, конечно, историческое событие, большой праздник и все такое. Весь интернет до сих пор наводнен хештегом #крымнаш. Но я смотрю на эту радость с другой стороны: теперь мы есть у Крыма, а не наоборот. Мне трудно описать словами, какой огромный подарок нам, простым россиянам, сделали жители Крыма. Может быть, глядя на них, мы научимся любить свой дом, свой город и свою страну? Но только нужно с ними лично познакомиться, иначе ничего не получится.
Вот так съездишь на майские каникулы в Севастополь — и пересмотришь свои взгляды как минимум к празднику 9 Мая (в интернете в последнее время модно говорить, что День Победы современной России уже ни к чему). Пройдешься по цветущим садам каких-нибудь частных домиков у моря — и думать о том, что Россия — неблагоприятная страна для отдыха, больше не придется. В общем, у нас и так есть все условия, чтобы быть счастливым человеком. А теперь и подавно.