Генеральная уборка на рынке управляющих компаний или очередная фикция?
Как известно, после долгих обсуждений и споров в кабинетах власти, закон о лицензировании-таки был принят
Как известно, после долгих обсуждений и споров в кабинетах власти и в СМИ, после нескончаемого визга со стороны управляющих компаний и скептических взглядов со стороны простых граждан, закон о лицензировании-таки был принят.
Предыстория
Сразу хочу отметить, что выбора между "вводить лицензирование" и "не вводить лицензирование" не было. Выбор был: "вводить лицензирование" или "вводить СРО". Имеющее место положение дел уже многие годы подталкивало законодателя к введению дополнительных рычагов регулирования.
Из имевшихся вариантов, на мой взгляд, оптимальным был как раз вариант с лицензированием. Как у нас работает СРО - все мы прекрасно знаем.
В чем суть?
С 1 сентября по 1 мая каждая управляющая компания должна будет получить лицензию, дающую ей право управлять многоквартирными домами.
Управляющие компании лицензий не получившие благополучно исчезнут.
Лицензия состоит из "двух частей". Собственно, сама лицензия, и реестр многоквартирных домов, управление которыми жители доверили данной управляющей компании.
Лицензия выдается органом жилищного надзора по решению лицензионной комиссии (этому органу неподконтрольной). Отзывается лицензия на основании судебного решения, по иску органа жилищного надзора, который направляется по решению той же лицензионной комиссии.
Решение об исключении отдельно взятого дома из реестра лицензии (это еще не аннулирование лицензии!) принимает орган жилищного надзора по факту наличия двух случаев привлечения руководителей УК к административной ответственности за неисполнение предписаний этого самого органа.
На первый взгляд вся власть находится в руках лицензионной комиссии. Но дьявол кроется в деталях.
Если для получения лицензии УК необходимо иметь руководителя с квалификационным аттестатом, отсутствие у него же судимости за экономические, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также отсутствие у самой УК ранее аннулированных лицензий. То с отзывом лицензии все не так просто.
Для того, чтобы отозвать лицензию необходимо, чтобы в течение года орган жилищного надзора вычеркнул из реестра лицензии этой самой УК более 15% от общего числа кв.м. вверенных ей в управление.
Таким образом, главным действующим лицом на арене лицензирования управляющих организаций становится орган жилищного надзора.
Его "безграничную" власть законодатель постарался уравновесить мнением жителей. Если жителей устраивает как работает их управляющая компания, то несмотря на любые решения органа жилищного надзора, они смогут ее оставить. Приняв на общем собрании соответствующее решение.
Но учитывая, что на общее собрание собственников МКД жители ходят редко, а, как правило, и не ходят вовсе, главная роль останется за нашей жил.инспекцией.
Мнение
На сколько эффективно пройдет генеральная уборка на рынке управления МКД в Красноярском крае будет напрямую зависеть от Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Захотят навести порядок - наведут. Инструмент им в руки дали. Не захотят - все останется как и было.
А для того, чтобы красноярский стройнадзор захотел - мы будем настаивать на включении представителя МОД "Народный контроль в ЖКХ" в состав лицензионной комиссии Красноярского края. Под пристальным вниманием общественности дискредитировать вводимую систему лицензирования (как это было с другими отраслями) уже не получится.