Антимиссия
Тренер фестиваля «Шаг вперед: Эволюция», shag24.ru, Бизнес-тренер и бизнес-консультант
Миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. (Виханский О. С., Лекция по Основам Менеджмента ВШБ).
Вот только возникает вопрос: зачем… Нет, НА ФИГА заниматься ее разработкой? Чтобы сотрудники и клиенты знали, зачем мы существуем? А что, без благородных и высокопарных фраз они об этом не догадаются? Ну так, давайте, напомним: вообще-то для зарабатывания денег. Разве нет?
«Конечно, да» — подтвердят ценители миссии. Но тут же поднажмут: «А зачем КРОМЕ ЭТОГО мы нужны этому миру?»
А я отвечу: «Ни за чем». Ну, или скажу точнее: подавляющее большинство компаний этому миру не нужно «ни за чем». То есть нет у них миссии, философии, предназначения и смысла, обращенного вовне.
Давайте разбираться. Как звучит обобщенный посыл миссии? «Мы (как-то там) делаем мир (кому-то здесь) лучше». Это предполагает, что без нас миру будет хуже, что он в нас заинтересован. То есть будто бы мы существенно влияем на него и он зависит от нас.
А так ли это? Что страшного произойдет с обществом, если эта фабрика закроется, или та компания обанкротится, или вот эта сеть прогорит? А НИ-ЧЕ-ГО. На их месте появятся другие, сотрудники трудоустроятся, клиенты переориентируются. И мир даже не заметит разницы. То есть ему на эту компанию наплевать, понимаете?
Поэтому Организация, размахивающая своей дутой миссией, представляет из себя ту же картину, что человек, который убеждает всех в своей необходимости, заставляет поверить в его высшее предназначение, говорит о своей роли в нашей жизни, о зависимости от него. И настаивает, чтобы на этой основе мы покупали его товар.
Вот как бы вы отнеслись к такому гражданину? Пощечина-ремни-санитары?
Тогда почему мы считаем, что наши клиенты и сотрудники к подобному поведению должны относиться иначе? Ведь, тряся перед ними своей высокой миссией и настаивая, чтобы на этом основании они выбрали именно нас, мы выглядим точно так же.
Клиент (как и вы) едва ли задается вопросом в супермаркете: «А какая миссия у этого шоколада? А достаточно ли глубокое предназначение у производителя тех сигарет? А вот этот колбасный заводик: подкрепляет ли он высоким смыслом обработку свиной плоти?»
Так и нашим сотрудникам на нашу миссию… Ведь даже те, что ее разрабатывали, через 2 месяца уже не в состоянии ее вышептать. Вот и исполняет она функцию производственных обоев, прикрывая собой участок стены размером с лист А4. И это в лучшем случае.
При этом мы тратим на работу с миссией массу времени и сил, занимаемся пафосным пустословием, фиксируем его на бумаге, заставляем участвовать в этих собраниях сотрудников… И дискредитируем в их глазах все проекты по работе с идеологией компании, которая сама по себе дело важное и нужное, но требующее других точек приложения усилий.
Ведь амбиции и понимание пути все-таки необходимы. Но это решают внятная формулировка ключевой компетенции, честолюбивые цели и очевидные правила поведения. А вот право на миссию надо доказать.
Как это сделали, например, градообразующие предприятия, «Ломоносовский фарфоровый завод» или «Сбербанк». Ибо они реально влияют на общество, и при их потере этому обществу станет действительно худо: тысячи безнадежно безработных при закрытии «АвтоВАЗа», потеря традиций екатерининского фарфора при разорении «ЛФЗ» или крах банковской системы при обрушении «Сбербанка» (тьфу-тьфу-тьфу).
И за свою миссию они вынуждены рассчитываться несокращением рабочих мест (хотя уже пора!), некоммерческими коллекциями (хоть и в убыток!) и поддержанием неприбыльных отделений в тьмутаракани (вообще глушняк!).
То есть получается, что цена истинной миссии – это вторичность (личной) прибыли и первичность немонетарного (общественного) блага. А сколь многие готовы пойти на это за «миссию» собственной компании? Да и кому это надо в их случае..?