Левиафан. Зарисовка вторая
Все люди предельно одинаковы. Мы очень часто ошибаемся, и именно в этих огрехах проявляется наша схожесть. Лицемерие, пьянство, измены - всё это было всегда и везде, во все времена и у всех народов, на Востоке и на Западе. Поэтому проводить водораздел я бы лично не стал. И такой отклик, и такое количество наград у меня есть склонность относить не к попытке признать в России и в русском человеке неряху, а к узнаванию самих себя в этой истории. И поэтому я называю этот фильм притчей.
Лишь тогда круг ошибок разрывается, когда кто-то решается жить иначе. Это возможно именно тогда, когда человек перестаёт кого-то обвинять, искать виновного, видеть проблему в другом. В фильме мы видим проблему, с которой сталкивается главный герой. Но мало кто задаётся вопросом: а что было до этого? В одном из эпизодов он показывает картину, где всё иначе. Эта картина - символ прекрасного, иной жизни, цель всех устремлений. Вечная проблема человека - если всё хорошо, то что делать дальше? И поэтому в достижениях всегда есть бессмыслица.
Герой хочет остаться здесь, на месте, но делает это потому, что это его место, он тут хозяин. Но что делает он, когда нет сопротивления, когда никто не мешает, когда можно трудиться? И тогда становится понятно, что теряем мы всё и всех тогда, когда теряем самих себя. Каждый миллиметр фильма пропитан алкоголем - в быту, на природе, при встрече друзей. Алкоголь - вечный спутник человека ослабевшего, уставшего, обиженного. С ним удобно, он развязывает язык, помогает общаться, но завтра всего как будто не бывало, и мы все, вчера такие родные, - снова чужие.
В каком-то безумии все эти близкие друг другу люди совершают ошибку за ошибкой. Жена изменяет мужу. Друг изменяет другу. Отец изменяет сыну, поднимая на него кулак. Близкие друзья изменяют герою, дав против него показания. Смысл уходит из жизни людей, когда они стремятся в безумие. Герои не думают, у них нет на это времени. Они живут сегодняшним днём, пытаясь как-либо быть счастливыми. И у них ничего не выходит, потому что для своего счастья им нужно воспользоваться счастьем другого, его радостью, им самим. И они этого не понимают, потому что так живут все вокруг.
Человек не понимает себя и люди не знают друг друга. В киноленте все именно таковы. Есть как как будто любовь, как будто семья, как будто дружба, но этого нет. Всё это призрачно, под вопросом, рушится от малейшего прикосновения. В фильме изображено увядание, агония, смерть. Что очень важно - создатель пытается показать, как смерть чрезвычайно быстро охватывает всю человеческую жизнь. Именно это меня поразило более всего: за эти несколько часов мы прожили жизнь этих людей. И была возможность увидеть свою жизнь в жизни этих героев. «Я сам себя не понимаю», - как бы за всех говорит один из героев.
Продолжение следует (через неделю)…