Левифан. Зарисовка пятая и последняя
Симфония властей - государственной и церковной - мечта многих верующих людей. Однако исторически ещё никогда не получилось воплотить эту идею в жизнь. Есть теория, но практики нет, а значит пока что это утопия… Странно, но мы обсуждаем эту тему всерьёз. Однако Христос нигде не говорит, что целью жизни христиан должно являться построение государства.
Понятное дело, что это разумно - чтобы в конкретном государстве идеал христианской жизни был определяющим. Но надо учитывать, что всегда будет соблазн осуществлять это насилием. И тогда всё рухнет. И тогда мы получим самый настоящий ад - место, где живут по заповедям Христа под давлением. Но там где есть насилие, там творчество невозможно. А там, где нет желания творить, нет Христа.
Тема лжепророчества пронизывает всю ткань Библии. Собственно, Сам Господь Христос пошёл на крест, чтобы не оказаться лжепророком. Ведь этого от Него и ожидали - взять власть и воссесть на трон. Но в Кресте мы навсегда имеем отказ от всего властного и навязанного, приписанного и надстроенного, несвободного и безличного. Свободы надо добиваться от самого себя, власть - это переключение на другого.
Свобода потому и кажется иллюзией, что её очень трудно достичь. И даже достигнув её, надо уметь стоять в ней. Это всегда усилие творческих людей. Это ежедневный благословенный труд над собой. А другой человек - не чужой или враг, а ориентир и объект восхищения и действия. Очень многого можно достичь страхами, приказами, запугиваниями. И подкрепить это можно перетолкованным (по-лжепророчески) страхом Божиим.
Именно в таком ключе звучит «церковная тематика» картины. Пытаясь спасти какие-то якобы вечные ценности, можно проморгать главную ценность и святыню - человеческую личность. Мы, христиане, совсем разучились говорить по-человечески. Люди не понимают нас - мы не понимаем людей. Если захотят - говорим мы - то придут: двери открыты, никто не гонит, всегда рады. Но ведь главное - не только переступить порог, а приступить к Богу и Его свободе.
Бог через Сына своего открывается как Отец всех нас - хороших и плохих, падших и святых, праведных и неправедных. И подлинные дети Отца - это те, кто открывают и раскрывают Его любовь. А любовь всегда связана со страданием, потому что она - принятие другого, иного, неведомого. Церковь - это люди, которые (там, где построены порядки, города, здания) строят отношения, понимание, доверие, потому что без этого пусто всё и всё умирает.
Но всего этого почти нет. Потому что нелегко отказаться от себя. Потому что пойти за Христом - это и есть отказаться от себя. Быть православным легко. Быть православным христианином - нет. Быть православным - значит, - заботиться о вечных ценностях, и прежде всего - о патриотизме. Быть православным христианином - значит, - заботиться об отношениях между людьми, и тогда патриотизм никуда не уйдёт. Патриотизм - это не ненависть к врагам родины, а любовь к ней самой.
Кто ненавидит одного - тот не может любить другого. Кто жертвует хотя бы одним пусть даже ради миллионов - потеряет всех. Кому безразличен человек, тот уже мёртв.