СЛУЧАЙНЫЙ ЗВЯГИНЦЕВ
Моё знакомство с режиссёром
Когда у человека появляются враги, что-то страшное происходит с ним. Если у христианина появляются враги, он перестаёт быть христианином. Разгребать последствия бездействия всех людей христианин призван, но если это приводит к гибели людей, в человеке должно совершиться покаяние как в смысле исцеления, так и в смысле переосмысления всей действительности. Христианин своим действием в мире и явлением любви в этом действии призван исцелять людей и действительность через мирное противление агрессии и злу, прежде всего, в себе самом. Именно поэтому меня удивляет, как и почему современный режиссер Андрей Звягинцев оказался в списке врагов, в том числе у многих людей, называющих себя верующими.
Из всех видов искусства по силе воздействия кино сегодня является наиболее мощным, если так можно сказать. Мы привыкли к тому, что хорошее кино - это только замечательные отзывы, только оскары, только высшие баллы, особенно лавочные. Традиционным пожеланием публики является такое кино, которое будет не недостатки показывать, а красоту их жизни. Видимо, поэтому сегодня наиболее популярными являются фильмы, где обязательно есть только положительный герой, который приходит и все наши проблемы решает обязательно. Поэтому кино может быть либо подлинным, хотя внешне и не привлекательным, либо фальшивым, которое к обычной жизни никакого отношения не имеет. Такое кино убаюкивает, убивает, лжёт.
Когда мне предложили пойти на встречу с Андреем Звягинцевым, было очевидно, что скорее всего, я не смогу, но мне очень хотелось. Для меня любой человек - тайна, даже если с ним всё как бы понятно. Фильм - это одно, человек, создавший его, это совсем другое. Существует правило в искусстве: произведение существует само по себе, безотносительно, автономно. Мне было важно увидеть, услышать, рассмотреть. Я видел, как внимательно он отвечал на вопросы, как важно было ему услышать даже критику, как он личностно раскрывался в эти самых ответах. Мне думается, надо обладать настоящим мужеством, чтобы не думать о себе много, а сойти с небес и начать общаться с обычными людьми. Самым сильным для меня было наблюдать за тем, как несмотря на сильнейшую усталость, раздавались автографы и дарились искренние улыбки каждому до самого последнего, то есть меня...