О маркетинге без терминов и пафоса

О маркетинге без терминов и пафоса

Маркетинг не в состоянии создать ни i-phone, ни i-pad, не подскажет сделать facebook

Читатели пост о неделе маркетинга читали мало, но вопросов спросили много.

Не суть то, что спрашивали. Суть – что почти со всеми мы говорили про разные миры (раз), маркетинг, как представление, у каждого был разный (два). И это катастрофа (три). А мы еще удивляемся, почему маркетинг не вызывает доверия.

Сверим знания. Я расскажу про маркетинг, как знаю я, без терминов и лишних теорий.

В моей молодости я видел кино о физмат школе (то, что сейчас назвали бы «лицей для одаренных»). Фильм так себе (хоть и играли там Олег Даль (совершенно особенный) и Маргарита Терехова), назывался «Расписание на послезавтра», но примечателен был одной историей.

Режиссер для создания достоверности искал на одну из главных ролей настоящего "ботаника" и объявил конкурс: место было обещано тому, кто за две минуты понятно сможет объяснить /доказать ему теорию относительности.

Я видел это выступление и с тех пор любого специалиста проверяю на вшивость двухминутным докладом. Скажу сразу, за прошедшие с того времени сорок лет услышал лишь пять понятных рассказов, на разные интересные мне темы, укладывающихся в эти ограничения (или близко).

Маркетологи, преподаватели маркетинга (кроме того, кто читал мне курс в Pacific Coast University), специалисты по брендингу, и туча смежных специалистов ни разу(!) не укладывались и в полчаса, но что главное, не говорили ПРО ЭТО понятно.

Не знаю, во сколько уложусь я, но обещаю не затягивать.

Методика маркетинга возникла в начале 20-го века как реакция на научно техническую революцию, когда потребовалось продавать товары не первой необходимости.

(то, что сто или тысячу лет назад булочник выпекал ровно 120 булок хлеба на городок с 120 домохозяйствами можно конечно считать какой-то уникальной торговой методикой, но это … не маркетинг)

Еще раз, маркетинг – это была реакция на проблему поиска ответов на подобные постоянно возникающие группы вопросов:

_ зачем нужно покупать какое-то радио, когда можно узнать события из утренней или вечерней газеты?

_ зачем покупать дорогущий и (с виду хрупкий и опасный) телеящик, если достаточно слушать радио, когда готовишь вечерний ужин или латаешь проколотое сыном велосипедное колесо?

_ зачем мне интернет… ну и так далее.

Маркетинг в момент своего рождения был простым удобным инструментом, который ковырялся в потребителе, чтобы найти его неожиданные хотения, выдернуть и показать неявные удобства, обнаружить скрытые желания и, в конечном счете, влиять на это все через продвижение.

Уже первые открытия казались чудом.

Можно, конечно, утверждать, как легендарный Генри Форд, что вы продадите «…автомобили любого цвета, если этот цвет черный». Но стоит узнать, что женщина, как правило, делит все авто на (условно) жигули и грузовик, а жигули для нее бывают зелененький, желтый, белый ... и т.д.. И вот уже не трудно обыграть самодовольного продавца «всего черного», предложив даме далеко не уникальную систему передвижения, но облаченную в цветной корпус.

Как авто за эти сто лет превратился из рамы с колесами, мотором и креслами в сложнейший электронно-механический аппарат, так и маркетинг стал индустрией, желающей влиять на все, включая мотивацию не только выбора покупки, но даже создание желания.

Одна из самых знаменитых таких попыток – "теория 25-го кадра ", когда для провоцирования покупки в пленку фильма или ТВ программу вставляли (пытались вставлять) один кадр с продаваемым объектом. Несмотря на всю несостоятельность этой гипотезы, многие в нее настолько верили и верят, что в США использование такой практики запрещено на законодательном уровне.

Сегодня маркетинг хочет по-прежнему много, но все же больше знает, чем умеет.

Знает, какой должен быть товар, чтобы его купили. Знает, что в покупателе так. А что не так. И какой он бывает (ведь это не всегда человек). Знает все про цены, ценообразование и конкурентов. Или про то, насколько важнее цены – радость. И в каких ситуациях. И при каких условиях. Знает, какие бывают продажи и сколько выгоднее совершить продаж. И на каком повторе это будет наиболее выгодно … и еще много, много методик и терминов, конечно.

НО ПО СУТИ, КАК И В МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МАРКЕТИНГ – ЭТО НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ И ВЫРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Забавно, что вся эта недешевая деятельность выливается временами в такой забавный пфук, как надпись на коробке чая "Собрано вручную".

Сомнения в надобности и действенности маркетинга существуют с момента возникновения этого понятия. Они не беспочвенны. И дело не только в «ручной сборке».

Затраты на маркетинг значительны.

Он точно не для малого и среднего бизнеса (часто, когда говорят, что нам(вам) нужен маркетинг, скорее всего, говорят о финальном его сегменте – продвижении, пусть и включающем такие парадоксальные новообразования, как «партизанский маркетинг» (?!)).

Маркетинг эффективен только и всегда в рамках отлаженной (освоенной) отрасли.

Объективно оценка его результатов лишь одна – достиг ваш бизнес среднего уровня доходности по отрасли или уровня выше? Или не достиг?

При этом он не в состоянии продать «пустую» бизнес идею, не увеличит продажи в ситуации низкой платежеспособности, вложения в него всегда долгоиграющие, оперируют он понятиями полгода, год, три.

Но самое печальное то, что маркетинг не поможет создать i-phone, i-pad, не предложит сделать facebook. Более того хороший маркетолог будет изо всех сил тянуть вас от "этой рискованной мысли".

Так в чем же соль!!!???

Несколько лет назад я получал одну премию, вместе с директором по маркетингу Audi AG. Я многим рассказываю, как удивил меня тот своей «конторскостью», типично бухгалтерским видом. И не всегда честен, когда меня спрашивают: а как же они с таким директором делают столь яркий и устойчивый продукт? Обычно я пожимаю плечами. Но, на самом деле, я знаю. И сейчас скажу почему.

Потому что хороший маркетолог (вопреки устойчивому представлению) не живой такой креативный весельчак, скользящий по клубам и в кудряшках новых подружек ловящий шальные идеи.

А верный начальник штаба, который поможет бизнесу минимизировать потери, выйти из окружения, заострить направление вашего удара, повысить качество и стоимость каждого вашего предложения (правда еще и себестоимость), увеличить возможность его покупки и, если повезет, заложит фундамент для вашего следующего наступления.

А вот промоушен… о да! Он может (и должен!) быть безбашенным.

Как и дизайн.

Вот, как-то так.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский край переходит на VoLTE: статистика Т2

Красноярский край переходит на VoLTE: статистика Т2

Красноярск — T2, российский оператор мобильной связи, проанализировал динамику использования VoLTE клиентами в Красноярском крае. Уже 66% абонентов, чьи устройства поддерживают опцию, звонят в сети LTE. Сервис обеспечивает мгновенное соединение с собеседником, высокое качество звука и отсутствие посторонних шумов.

ВТБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 15% в 2026 году

ВТБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 15% в 2026 году

Эксперт ВТБ дал прогноз по ключевой ставке на 2026 год

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Нападавших отправили в СИЗО на 2 месяца

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Гостей угощали печеньками с предсказанием

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

Sibnovosti.ru проехались по пяти точкам и узнали, на что обратить внимание, чтобы не купить некачественную новогоднюю красавицу

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

СТАТЬИ >

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

Экономика

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

В этом материале разбираемся, как предотвратить потери и использовать средства эффективно

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

В России

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

Сегодня страховые медицинские организации (СМО) — важные участники российской системы обязательного медицинского страхования. Все 30 лет своего существования они непрерывно совершенствуются, поэтому вполне закономерно, что все больше людей обращаются в свою страховую, когда нужна помощь по ОМС

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Общество

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Рассказываем об умных технологиях OMODA C7 в автосалоне «Медведь Альянс»

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

В Красноярске

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

Иван Бобров рассказал о современных инструментах и подходах столичного надзора за городской землёй

Когда здоровье требует решительных действий

Общество

Когда здоровье требует решительных действий

Иногда момент для заботы о здоровье откладывать нельзя. И именно тогда на помощь приходит медицинский центр «Альмед», где сейчас действует специальное предложение.

Михаил Малин: «Красноярск получит медицинский центр нового поколения»

Общество

Михаил Малин: «Красноярск получит медицинский центр нового поколения»

Генеральный директор сети клиник MEDICA рассказал порталу Сибновостям о принципах работы, уникальных технологиях и миссии новой клиники в Красноярске, открытие которой состоится в сентябре

Бразильские имплантаты Riellen’s: путь к идеальной улыбке за один день

Общество

Бразильские имплантаты Riellen’s: путь к идеальной улыбке за один день

Современные технологии помогают решить проблему отсутствия зубов раз и навсегда — речь идёт о зубных имплантатах

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

Исследователь группы Дятлова Буянов назвал еще одну версию исчезновения семьи Усольцевых в тайге

Исследователь группы Дятлова Буянов назвал еще одну версию исчезновения семьи Усольцевых в тайге

Скорее всего, это был несчастный случай, связанный с тем, что Усольцевы заблудились

гороскоп на 4 декабря для всех знаков зодиака

гороскоп на 4 декабря для всех знаков зодиака

У кого сегодня козырь — очарование, а кто станет популярным у своих коллег?

В Новосибирске установили личность курьера, напавшего на пожилую женщину

В Новосибирске установили личность курьера, напавшего на пожилую женщину

Возбуждено уголовное дело, злоумышленником оказался местный житель