"Observatorium", Андре Деккер (Роттердам)
Слайд- шоу и лекция в рамках МК "Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита"
Слайд- шоу и лекция в рамках МК "Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита"
сб, 28 июня 19:00 - 20:00
Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, пл.Мира, 1
Вечерняя арт-программа, в рамках междисциплинарной конференции "Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита" Андре Деккер (Роттердам) "Observatorium" Слайд- шоу и лекция о творчестве известной голландской группы, работающей на границе искусства, архитектуры и литературы. Развивая жанр паблик-арт объектов, члены группы реализовали выставочные инсталляции и павильонные сооружения в различных ландшафтных контекстах Голландии и Европы. Группа была основана в 1995 году с целью производства пространств для фокусирования внимания на внутреннем мире человека. Творческая практика «свободных наблюдателей» концентрируется на грезах, удовольствиях и досуге, а также любви к вещам. «Observatorium» (Роттердам, Голландия). Художники группы: Герт Ван де Камп, Андре Деккер, Рудольф Рютелингспергер. Вдохновением для создания всех творческих работ художественной группы Observatorium стала картина итальянского художника эпохи Возрождения Антонелло де Мессина «Святой Иероним в мастерской», в которой уединенный исследовательских труд святого ученого открыт для всеобщего обозрения в пространстве храма. Таким образом, все проекты Observatoriuma в определенной мере направлены на сочетание камерной уединенности человека и его предсталенности вовне – открытом общественном пространстве. Художники сочетают: учебу в общественном парке, творчество в стеклянной мастерской или интимный сон в витринах магазина. Подобный ход предлагается совершить и при реализации красноярского проекта – приоткрыть исследовательский труд ученого по разгадыванию загадок космоса городской среде, жителям города. О междисциплинарной конференции "Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита" Фонд Михаила Прохорова и Сибирский Федеральный университет при участии Красноярского музейного центра проводят междисциплинарную конференцию «Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита», посвященную столетнему юбилею природного катаклизма. Явление, названное Тунгусским метеоритом, стало одним из мифов ХХ века. Эта мифология отразила типичный для своего времени пафос покорения природы, овладения ее тайнами, расширения горизонтов познания и, в то же время, оказалась тесно связанной с присущими ХХ веку ощущениями катастрофичности происходящего, мистической непознаваемости бытия. Конференция посвящена осмыслению этих процессов с помощью современных исследовательских и художественных практик и включает в себя обширную выставку современного искусства «Тунгусское вещество». Время проведения конференции: 28-29 июня 2008 г. Время работы выставки: 27 июня – 21 сентября 2008 г. Подробнее о проекте: http://prokhorovfund.ru/conferences/tungus_meteorite Дополнительная информация: Наталья Федянина, PR-директор Фонда Михаила Прохорова +7 (3919) 415224, fedianina@prokhorovfund.ru Проекты, реализованные «Observatorium» с 1997 по 2008 гг.: Взгляд на деревню. 2008 Обсерватория для наблюдения за деревней с определенной дистанции, оборудованная как художественная студия для рисования и рождения новых впечатлений и идей для дальнейшего развития ландшафтной архитектуры и рисования на пленере. Входные степени отеля Мозаик. 2007. Роттердам, Голландия. Платформа, сделанная из лесов, трех спальных кабин и защитного покрытия, поднимающая на 13-ти метровую высоту. Площадка расположена в центре Роттердама и была создана для фестиваля популярной музыки в Роттердаме. Проект сочетает в себе обустройство спальных мест для гостей фестиваля, мест для обсуждения фестивальных событий и смотровые площадки для наблюдения за происходящим на сцене. Манна-Монумент. 2006. Роттердам, Голландия. Мемориал операции «Манна» - воздушной доставке еды в Роттердам в 1945 г. Представляет собой сотню желтых стальных ящиков-клеток в форме перевозочных ящиков ланкастерских авиалиний. Zollvereinpark. 2005. Эссен, Голландия. Геометрические скульптурные стальные объемы, визуально представляющие собой традиционную голландскую ферму – жилое помещение, амбар и огород. Проект встраивается в концепцию преображения заброшенного индустриального пространства (Zollvereinpark) в зону отдыха. Het geheugen van Parijsch. 2005. Кулемборг, Голландия. Скульптура символизирующая будущее развитие нового пригорода. Одинадцать ящиков на стальной поднятой над землей поверхности. В ящики запечатан один выпуск местной газеты тиражом 13000 экземпляров. Статьи в газету написаны художником группы Обсерваториум, ящики будут вскрыты в 2025 году. Сцена для поэтического фестиваля. 2004. Южная провинция, Голландия. Временная скульптура, составленная из ста десяти деревянных ящиков на специально созданном участке земли, символизирующая вторжение города в пространство окрестных деревень. Деревянные ящики, внутри которых расположены стулья являются зрительным залом для просмотра поэтических выступлений. Студия одной картины. Ателье художницы Доры Дольц. 2004. Роттердам, Голландия. Небольшая художественная студия в деревянной раме, которая кроме того, что обрамляет студию, обрамляет картину, которую художница создает внутри этой студии. Сцена в парке. 2004. Амерсфут, Голландия. Создание сцены для просмотра жителями города различных художественных представлений. Сцена создана как отражение архитектуры окружающих домов в обрамлении пруда (перед которым расположен «зрительный зал») и решении мест для зрителей. Стулья для создания зрительного зала собрали и принесли жители окрестных домов. Berg der Stille. 2003. Округ Рурка, Германия. Проект реализован на месте старых выработанных угольных шахт. Обычно такие места остаются заброшенными, но администрация города Рурка не оставила руины шахт на произвол судьбы, а решила превратить это странное пространство в туристически привлекательную зону отдыха. Предварительное исследование местности, где в результате выработки пород на шахте образовалась арена посреди гор, показало, что это место и без создания художественного дизайна является прекрасным в своей тишине и отдаленности, оно прекрасно подходит для создания своеобразного светского монастыря для уединения от мирской жизни, поэтому при разработке проекта представлялось необходимым сохранить и подчеркнуть необходимую пустоту этого места. В итоге была создана пустая стальная конструкция, соединяющая в себе исторические черты архитектуры церквей и амбаров, подчеркивающую просветляющую пустоту пространства. Plein voor De Leij. Колония для несовершеннолетних. 2003. Вут, Голландия. Создание архитектурно-скульптурной композиции из различных помещений для выращивания растений, разведения животных, ремонта машин, общения на территории колонии. Проект носит образовательно-развивающий характер и претендует на полноценную модель внешнего мира. Данным проект опирался на тезис: если вы не можете выйти во внешний мир, то мы перенесем внешний мир во внутреннее пространство колонии. Меланхолия и невеста. 2003. Дрезден, Германия. Инсталляция из 13 тонн остатков каменного песчаника (с 1870 года), бетонных плит (1956 года), кровати и 450 стульев (2003 год, IKEA) для Постплатц в Дрездене напротив Цвингера, оформленная как временно действующий театр. Санаторий де Азурем. 2003. Делфт, Голландия. Инсталляция из 13 белых кроватей, стоящих под 12 голубыми деревьями в фруктовом саду, представляющая собой санаторий для отдыха жителей пригорода. Otium Leinewijk. 2003. Гронинген, Голландия. Из серии скульптур в сельскохозяйственном ландшафте. Скульптура расположена посреди сельхозугодий, через поля которого проходила пустая прямая дорога. Из-за ее абсолютной пустоты люди не любили это место. "Observatorium" решили создать такое пространство, которое позволило бы людям по-другому взглянуть на это место – например, как на такое, в котором царит тишина и покой, и, кроме того, над полями проплывают прекрасные облака. Скульптура «выводит» взгляд на обширные хозяйственные поля Голландии, становясь новой обсерваторией для зрителя и одновременно местом уединения. Деревянные балки и блоки конструкции подвижны и каждый желающий может придать ей такой вид, который ему необходим. Лунный дворец. 2002. Ульм, Германия. Совместный проект с Мириам Кутенбрауэр. Инсталляция в художественном музее в Ульме. Мириам Кутенбрауэр собиралась для данного проекта расширить смысл собственной предыдущей инсталляции, где собрала жилище из старых фотокамер и картонных коробок. На этот раз предполагалось увеличить камеру до размеров целой комнаты, что должно было значить, что фотокамера может стать жизненным пространством. "Observatorium", со своей стороны, работая в закрытом помещении, собирался собрать окружающий ландшафт из пустых картонных коробок. Название и идея проекта основаны на рассказе Пола Остера, где главный герой собирает мебель в своей пустой квартире из пустых коробок. Woher kommen die Löcher im Konzept. 2002. Берлин, Германия. Совместный проект с Мириам Кутенбрауэр. Мириам Кутенбрауэр требовалось создать пространство в общественной художественной галерее для собственной творческой деятельности, которой она занималась на протяжении всего дня во время открытия выставки. Специальное пространство было создано из асфальтовых плит, расположение которых не позволяло посетителям подойти слишком близко к художнице, а ей позволило заниматься собственным делом. Hoftoren Kantoortuin. 2002. Офис-сад. Проект для министерства образования, культуры и науки. Ден Гааг, Голландия. Проект, решивший расширение офисного здания министерства культуры как вынесение офисных столов в уличное пространство. Предложение для офисных работников выйти на свежий воздух. Проект поставил своеобразный эксперимент на тему: можно ли превратить работу с бумагами в творческое занятие, в своеобразных отдых? Observatorium nieuw-Terbregge. 2001. Роттердам, голландия. Проект должен был стать одним из павильонов для экспозиции «Культурная столица Европы» в Роттердаме и располагаться между высокоскростным шоссе и спальным районом города на высокой дамбе, изолирующей дома от громких звуков автотрассы. Observatorium решили использовать звуковой барьер для художественного объединения тишины спальных домов и скоростных шумов и звуков автотрассы. При этом павильон, который должен был стать знаковым для экспозиции, построен в виде дома – с окнами, крышей, дверьми, но при этом из тех же материалов, что и автодорога – асфальта и шифера. Офис-сад. 2000. Гронинген, Голландия Десять художников были приглашены администрацией города Гротингена для создания проектов, которые заново привлекут внимание общественности к старому городскому парку. Observatotium разместили в парке офисные столы для занятия делами на открытом воздухе. Проект предполагал, что, таким образом, человеку предложено пространство, в котором он может заниматься делами и одновременно рефлектировать над тем, чем он занимается. Проект направлен на преображение мест для учебных занятий в публичное место. Польдер для уединения посреди Нью-йоркского залива. 1999. Галерея Фредерика Тейлора. Нью-Йорк, США. После создания помещения для уединения Observatorium решил спроектировать ландшафт для уединения. В Нью-Йорке множество людей, нуждающийся в отдыхе от лихорадочного темпа жизни и городского шума. Нью-Йоркский залив – единственное место в городе, где можно обрести уединение, не покидая городские пределы. Observatorium Hoeksche Waard. 1998. Помещение для уединения. Роттердам, Голландия. Повторение американского проекта с видоизменением в сторону голландской специфики – установка пустой библиотеки не в общественном парке, а в открытом картофельном поле. Сюда были приглашены известные художники, политики, военные, журналисты, топ-менеджеры для выражения своих взглядов за тот 24-часовой период, пока они пробудут наедине с самими собой. В помещении была доступна еда и вода, также предложена анкета с определенными вопросами. Все, что происходило с участниками проекта, с помощью видеоаппаратуры проецировалось на стену художественной галереи в Роттердаме. Все участники проекта были приглашены на трехдневную конференцию для обсуждения итогов. Помещение для уединения. 1997. Нью-Йорк, США. Помещение для 24-часового уединения в общественном парке. Помещение составлено из 36 книжных шкафов. Тихое место для обозрение своего собственного внутреннего мира. Художники предложили зрителям пустую библиотеку, полки которой они могли бы заполнить своими впечатлениями и идеями. В помещении также расположена галерея, в которой посетители могут выставить собственные работы на обозрение. Мастерские Observatorium находятся в Академиии дизайна Айндховена, на факультете архитектуры университета Вуперталля, в колледже искусств в Эдинбурге, в академии св. Иосифа Бреда, в университете Ганновера, в Делфте, в Брауншвейге и т.д. Художники группы Observatorium читают лекции в Берлине («Современные тенденции урбанизации»), школе искусств в Аншайде, университете Делфта, Королевской академии искусств Ден Боша, университете Ганновера и т.д. Награды: Призовое место среди архитектурных проектов (лучший интерьер) в Германии за проект «Помещение для уединения», Нью-Йорк, 1997; награда за лучшее инновационное использование асфальта в Голландии за проект «Nieuw-Terbregge», Роттердам, 2001. Официальный сайт группы: www.observatorium.org