Асса
Киноклуб "Легендарное кино"
Киноклуб "Легендарное кино"
26 июля 16:00 27 июля 14:00 29 июля - 31 июля 14:00
Дом кино, пр. Мира, 88
СССР, 1987 г., драма, 147 мин. (2 серии по 76 мин.). Кинопоказ с комментариями специалиста Режиссёр: Сергей Соловьев Сценарий: Сергей Ливнев, Сергей Соловьев Оператор: Павел Лебешев Художник: Марксэн Гаухман-Свердлов Композитор: Борис Гребенщиков Костюмы: Ирина Гинно В ролях: Сергей "Африка" Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Дмитрий Шумилов, Виктор Бешляга, Анита Жуковская, Андрей Халявин, Ирэна Куксенайте, Виктор Цой, Илья Иванов, Александр Баширов, Герман Шорр, Анатолий Сливников, Светлана Тормахова, Дмитрий Долинин, Сергей Рыженко, Тимур Новиков, Андрей Крисанов, Густав Гурьянов, Кирилл Казаков, Александр Домогаров В кадре: Любовный треугольник: вор в законе Крымов, его молодая любовница Алика и ялтинский разгильдяй Бананан. Крымов читает исторический роман Эйдельмана и собирается при помощи лилипутов похитить скрипку Гварнери, Бананан поет песни Гребенщикова в местном ресторане, а Алика постепенно влюбляется в Бананана. Все это происходит на фоне зимней заснеженной Ялты и разнообразного неформального искусства. За кадром: Культовый фильм конца 80-х, первая часть соловьевской трилогии "АССА" — "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви", "Дом под звездным небом". Прокат — 17,8 млн. зрителей. Фильм знаменовал наступление новых времен: в нем участвовали представители "альтернативной" культуры, а заканчивался он концертным выступлением Виктора Цоя, спевшего знаменитое "Перемен, мы ждем перемен". Кроме Цоя, в фильме пели "Аквариум", "Браво", "Союз композиторов". Саундтрек к фильму немедленно стал хитом. Премьера "Ассы" в ДК МЭЛЗ стала самой удачной пиар-акцией десятилетия: одновременно с премьерой проходил "Арт-рок-парад", включавший в себя шоу авангардной моды, выставку "новой живописи 80-х", концерт "Аквариума", "Кино", "Бригады С". Станиславу Говорухину, исполнявшему роль Крымова, очень не нравился его партнер Сергей "Африка" Бугаев, сыгравший Бананана, как и вообще вся неформальная культура (Соловьев вспоминал, как Говорухин жаловался, глядя на Гребенщикова и Бугаева: "Ну взрослые люди, ё-мое! Их бы поставить эшелоны грузить. А они чем занимаются! Здоровый болван с серьгой, ну что это такое?!"). Крымов же казался Говорухину единственным глубоко положительным героем в фильме. Крымов был списан с реального человека, Олега Крымова, коммерсанта, сидевшего за драку. Соловьев и Говорухин специально ездили на зону, чтобы получить разрешение использовать в фильме факты его биографии. Олег Крымов вспоминал: "Было смеху, когда они через семь месяцев снова приехали — премьеру в зоне устроили. Меня ребята с тех пор так и звали — "жмурик". Как же, говорят, тебя баба твоя укокошила, а ты тут сидишь на параше и живым людям чай пить мешаешь (по тюремным законам нельзя ходить на парашу, если кто-нибудь в камере ест. У меня были привилегии). Особенной популярностью пользовался момент, когда мальчика этого убивали. Никак братва в толк взять не могла, как же я, такой крутой, не смог этого педика без "мокрухи" окоротить. Короче, фильм у нас в зоне провалился, я Соловью так и сказал, чтобы он свое кино свернул в трубочку и засунул в одно место Говорухину..." Призы: специальный приз жюри Сергею Соловьеву на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1988 году, премия "Ника" за лучшую работу художника Марксэну Гаухман-Свердлову в 1988 году, специальный приз жюри Сергею Соловьеву на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Хихоне в 1989 году. Через двадцать с лишним лет после выхода "Ассы" Соловьев снял продолжение, "2-АССА-2. Цитаты: "Фильм назывался как-то научно "Здравствуй, мальчик Бананан" или еще как-то. С каким-то смыслом, что здравствуй, новый мальчик. Потом ночью пришел Сережа Африка и говорит: "Назовите фильм "АССА". Я говорю, ты что, люди спят, почему "АССА"? Он говорит, неважно, назовите фильм "АССА" и все. Почему "АССА", я вам потом расскажу. Просто чтобы отвязаться от Африки, я говорю, хорошо. Он говорит, я завтра вам расскажу. А наутро он мне стал плести какую-то дурь про Ноя, который воскликнул слово "Асса". Я вот эту дурь всю снял аккуратно, про Ноя. Потом я опять пришел к Африке и спросил, почему "АССА"? Он говорит, ну если вам все это трудно усвоить, про Ноя, считайте, что это зашифрованная аббревиатура: автор Соловьев Сергей Александрович". (Сергей Соловьев) - Только такой необразованный мурзик, как вы, может не знать Гребенщикова. - Гребенщикова? А кто это? - Это бог, от него сияние исходит. (Из фильма) - Если ты нормальный, то ты живёшь какой то неестественной жизнью. - А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно. Работа — дом, работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь, что жизнь? Практически жизнь — это окошко, в которое я время от времени выглядываю. - И что там видно? - Да так...Ни фига. Муть всякая. (Из фильма) Телефон для справок: 27-29-70