Киноблог. «Джонни Д.»: режиссенто нас сниманто киноленто
После фильма кто-то сзади сказал: «Предсказуемый конец…» А я подумала, что в этом и есть правда жизни: вы когда-нибудь слышали историю о скандальном грабителе банков, окончившем свои дни благополучно за вязанием чулок?
После фильма кто-то сзади сказал: «Предсказуемый конец…» А я подумала, что в этом и есть правда жизни: вы когда-нибудь слышали историю о скандальном грабителе банков, окончившем свои дни благополучно за вязанием чулок?
«Джонни Д.» – история об американском преступнике времен Великой депрессии Джоне Диллинджере, грабившем банки, ловко выбиравшемся из тюрем и снискавшем популярность у простого народа. Идею его поимки используют как громкий пиар-ход при создании ФБР, главный агент Мелвин Первис, пользуясь новыми методами сыска и не гнушаясь старыми, после долгих погонь все-таки выслеживает Джонни. Герой застрелен на выходе из кино, а в застенках остается томиться его верная возлюбленная Билли.
Фильм – экранизация документального романа Брайана Барро «Враги общества: Величайшая волна преступности в Америке и рождение ФБР». Сюжет блестящий: захватывает и, несмотря на обилие поворотов, не отпускает. Это при том, что очень многое из реальной жизни Диллинджера в ленте выпущено: было больше арестов и побегов, была пластическая операция, погиб герой в 31 год. А вот пламенной любви к одной-единственной женщине, оказывается, не было: сюжет обточили и адаптировали под жанр идеального гангстерского кино с налетом мелодраматизма. И правильно сделали: кто ждет в кино документальной правдивости? Разве что люди без сердца.
Образ Джонни, несмотря на героизацию, на мой взгляд, получился очень славный и «живой». Нет здесь ходульной идеализации: преступник любит, как ребенок, кинематограф, переживает за смерть каждого приспешника, не блюдет верности возлюбленной – идет (и напрасно) в кино со шлюхой и ее «мамкой». И любимая женщина, вопреки пророчеству товарища, героя не губит. А сдает как раз «одна из своих», поставщица девочек. Выходит, уважаемые мужчины, даже для закоренелого преступника отношения со шлюхами все же опасней настоящей любви. ;)
Джонни Депп, как всегда, на высоте, великолепно вживается в роль. А ведь на его место планировался ДиКаприо! Тогда мир, видимо, получил бы второй «Поймай меня, если сможешь».
Несколько отличных сцен поднимают фильм до уровня классики. Чего стоит эпизод, когда герой приходит в участок, в отдел по розыску себя, и даже спрашивает у стражей порядка результаты матча – бесстыдно заигрывает с судьбой, словно в русской рулетке. Сильная сцена и перед смертью Джонни – он смотрит кино про гангстеров и, кажется, решает что-то для себя, словно подводит черту под жизнью и уже сам готовится умереть – и здесь опережая своих преследователей.
Пожалуй, немного перебрали в конце с сентиментальностью: герой говорит с простреленной головой стихами. Но без сантиментов в героическом сюжете никуда: на то и выдающаяся история, чтобы люди обливались слезами и снимали шляпы, а не зудели: а как он говорит, а не поврежден ли участок мозга, отвечающий за это…
Из титров в конце мы узнаем, что сыщик покончил с собой. Вряд ли его замучила совесть: он боролся с «чрезвычайно опасным» преступником. Но масштаб этой борьбы был подобен масштабу ловли крохотной мышки в сырной лавке, когда сворачивают и роняют все на своем пути… Пороняли столько жизней, взяли на душу столько греха – пыток, несоизмеримых с масштабом зла, сотворенного Джонни…
Съемки в картине стилизованы под документальные, «с плеча», создают сильный «эффект присутствия». Вплетение редких спецэффектов незаметно и органично. Однако исторической саги создатели не планировали. Кажется, ничто, кроме одежды и машин, не создает колорита времени. Тему Великой депрессии, которая могла бы быть очень злободневна сегодня, авторы обошли стороной.
Сконцентрировавшись на одном характере, они (вот это жаль) так и не раскрыли мысль о народной любви к дерзкому герою, говорят, ставшему в то время новым Робином Гудом. А в нашем прокате и название («Враги общества») заменили на более коммерчески успешное.
В заключение – еще об одной сцене, пожалуй, самой яркой. О сцене в кинотеатре, которая очень улыбается зрителю. «Посмотрите налево. Посмотрите направо. Он может сидеть в вашем ряду». Лучший способ спрятаться в нашей жизни – не прятаться. Мир огромен, людей много, все они одинаковы: несвяты, неприметны, невнимательны. Вы живете в той же реальности, зрители, среди вас тоже, может, сидят скрытые герои. Откройте глаза друг на друга! И, конечно, на хорошее кино.