Антигона
Древнегреческий миф об Антигоне в его многочисленных вариантах - один из архетипов человечества. Вечны, как мир, борьба за корону, противостояние личности и толпы, несовместимость божественных законов и сиюминутных установок очередного деспота и тирана, мнящего себя равным богам.
"...Когда умер в изгнании царь Эдип, сыновья его, Полиник и Этеокл, разделили между собой власть над Фивами. Каждый из них должен был править по очереди в течение года. Этеокл не захотел делиться властью со своим братом, он изгнал его и завладел властью над Фивами. Собрал Полиник большое войско, и осадило оно семивратные Фивы. Как два яростных льва сошлись братья в жестоком поединке. И поразили друг друга, и смешалась их кровь, обагряя кругом землю.
Роскошные похороны устроил Этеоклу фиванский царь Креонт, а Полиника велел лишить погребения. Труп его лежал у городских стен, оставленный на растерзание хищным птицам. Обречена была душа Полиника на вечное скитание, не могла она найти успокоение в царстве душ умерших. Страдала благородная дочь Эдипа Антигона, видя то бесчестие, на которое обречен ее брат. Решила она сама предать земле тело Полиника и совершить все погребальные обряды. Печальный голос Антигоны звучал как скорбный крик птицы, увидевшей, что чья-то злая рука похитила ее птенцов.
Гневными словами встретил Креонт Антигону. Живой будет замурована в гробнице, и не будет принадлежать ни жизни, ни смерти Гемон просил отца помиловать Антигону, но в безумном упорстве неумолим был Креонт..."
Н. А. Кун "Легенды и мифы Древней Греции"
"Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем... Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки"
Книга Эклезиаста или Проповедника (I - 9, I - 4)
Древнегреческий миф об Антигоне в его многочисленных вариантах - один из архетипов человечества. Вечны, как мир, борьба за корону, противостояние личности и толпы, несовместимость божественных законов и сиюминутных установок очередного деспота и тирана, мнящего себя равным богам. Но в любую эпоху всегда находится герой, слышащий голоса свыше. Бунтари духа - инструменты в руках Бога, безмерно раздражающие правителей и толпу. Непонятные, необъяснимые, жертвенные...
В сегодняшней исторической ситуации неспроста возникает желание жестоко, по-своему, рассказать этот миф. Работать на стыке классических традиций и авангарда в области современной музыки и танца, позволяющих передать дух ритуальной и мистериальной по сути древнегреческой трагедии.
Наша "Дочь Эдипа"- это история преступления, которая повторяется вечно. Эту цикличность процесса исторического развития подчеркивает и структура балета. Размещенные на возвышении музыканты, словно некая инфернальная абстрактная сила, задают героям ритм бытия. Знаком на сцене предстает каждый предмет, будь то хлыст или похожий на чудовище животный трон. В контексте спектакля корона одновременно и знак власти, и жертвенник, вокруг которого пляшет обезумевшая толпа.
Свой знак есть у Антигоны - отпрыска древнего и проклятого богами рода Эдипа. Рожденная от кровосмесительного брака матери и сына, только она наделена духовным зрением, безгрешна, много лет была глазами ослепившего себя Эдипа, перед тем как вернуться в родные, разоренные междоусобицей Фивы. Не потому ли ее знаком в балете является анк - древнеегипетский крест, означающий союз Неба и Земли, жизни и бессмертия?! В мистериальной традиции он предстает ключом к тайным знаниям и скрытой мудрости, предзнамением "жизни предстоящей", нездешней. Они доступны только этой, на первый взгляд, столь беззащитной героини. Антигона скорее жрица, исполняющая ритуальное погребение, чтобы поскорее примкнуть к миру богов.
Связующим звеном между "миром идей" и "миром людей" предстают два сатира. Они и слуги просцениума в традициях комедии дель арте, и весьма двусмысленные, неоднозначные персонажи, манипулирующие героями. Именно они сажают на трон отупевшего от власти Креонта. При встрече с Антигоной, осмелившейся похоронить брата-предателя, у Креонта тут же срабатывает животный инстинкт убийцы. Но даже смертный приговор, вынесенный царем, не может отменить для Антигоны божественные законы.
Либретто С. Боброва
По трагедии Софокла "Антигона"
Музыкальная композиция М. Пекарского
По произведениям В. Артемова, В. Мартынова, М. Пекарского, С. Прокофьева, Д. Кейджа
Балетмейстер-постановщик
Лауреат международных конкурсов
С. Бобров (г. Москва)
Художник-сценограф
Елена Родионова
Художник по костюмам
Теодор Тежик (Москва)
Музыкальный руководитель
Марк Пекарский (Москва)
Руководитель ансамбля ударных инструментов
Алексей Крыжановский
Художник по свету
Александр Кельганов (Москва)