Главный врач ЦРБ Шарыпово Петр Никитин: «Здравоохранение находится в тупике»
Что касается медицинских учреждений, которые находятся в Красноярске, обыватели знают о них многое, если не все. Телевизионные репортажи, газетные публикации рассказывают о новом оборудовании, технологиях, проблемах и перспективах. Но в районах края находятся десятки медицинских учреждений, в которых тоже лечат больных, работают врачи. Как сегодня живут учреждения здравоохранения в районах края, что там происходит, об этом мое интервью с главным врачом Центральной районной больницы города Шарыпово Красноярского края Петром Алексеевичем Никитиным.
Что касается медицинских учреждений, которые находятся в Красноярске, обыватели знают о них многое, если не все. Телевизионные репортажи, газетные публикации рассказывают о новом оборудовании, технологиях, проблемах и перспективах. Но в районах края находятся десятки медицинских учреждений, в которых тоже лечат больных, работают врачи. Как сегодня живут учреждения здравоохранения в районах края, что там происходит, об этом мое интервью с главным врачом Центральной районной больницы города Шарыпово Красноярского края Петром Алексеевичем Никитиным.
-- Петр Алексеевич, если лечебные учреждения Красноярска на слуху, то о районных больницах практически ничего не слышно. Что у Вас происходит, чем живете?
-- Сейчас, самый значимый вопрос - это пристройка к хирургическому отделению больницы. Все строительные работы уже заканчиваются, теперь стоит вопрос об оснащении оборудованием. А так все в штатном режиме. Но хорошего мало. Все остальное плохо.
В настоящее время идет плановая проверка Роспотребнадзора. Как практически все учреждения здравоохранения края, наша больница находится в приспособленных помещениях, одни отделения в одном общежитии, другие в другом.
У нас единственное типовое здание- это взрослая поликлиника, все остальное – приспособленные помещения. Гинекологическое отделение, психиатрическое, находятся в трехэтажных общежитиях, родильное, терапевтическое и детское - в пятиэтажных . Поэтому, проблемы с лицензированием очень серьезные, а, учитывая, что Росздравнадзор пошел на плановую проверку, проблем прибавилось.
Решением суда у нас закрыт пищеблок родильного отделения, раздаточный пункт пищи в хирургическом отделении, где травматология и реанимация, прививочный кабинет в травматологии.
Вчера разговаривал с судьей, которая приняла такое решение, говорю: «Понятно, если закроете наркологию, или другое не жизненно необходимое отделение, а в данном случае речь идет о травматологии, хирургии и реанимации, где питание один из пунктов лечебного процесса и закрыв пищеблок, вы практически закрываете отделение».
А мне отвечают: «Вы подтверждаете, что есть нарушения? Что нет вентиляции, специальных раковин для мытья посуды? Факт нарушения есть, но есть и выход. Мы же не закрываем полностью отделения, можно использовать одноразовую посуду».
Мы какое то время продержимся на одноразовой посуде, но возможности наши не безграничны. Когда нам закрыли пищеблок в роддоме, мы с главой города приезжали в Минздрав. Вадим Николаевич Янин пообещал нам помочь. Понимаете, территориально мы располагаемся в стороне от основной трассы. Ближайшая больница это Назарово, Ачинск 120 -150 километров, до Кемерово 350 и до Красноярска 350 километров. Если какое то отделение закрыть, будет коллапс. На сегодняшний день ситуация тупиковая…
-- Как думаете, почему Роспотребнадзор принимает такие не популярные меры, ведь все всё понимают?
-- Они выполняют свою работу. В Красноярске может быть нет такого контакта между людьми, а у нас ситуация другая, мы все друг друга знаем много лет. И эти люди говорят, что они дорожат своими рабочими местами. Не указав на существующие замечания, могут потерять работу.
--А с другой стороны, может быть, это к лучшему, если бы проверяющие органы не принимали таких кардинальных мер, на ваши проблемы так никто внимания и не обращал бы?
-- С одной стороны я с вами согласен. Но с другой стороны проблема, которая сегодня касается всех медицинских учреждений, должна решаться на более высоком уровне. Когда штаны порвались и дыр больше чем ткани, латать уже смысла нет.
Шарыпово и Шарыповский район – это население 70 тысяч человек. На такое количество положено, к примеру, 300 круглосуточных коек. Постройте типовую больницу, которая отвечала бы всем санитарным нормам и требованиям, и потом спросите с нас за качество оказанной медицинской помощи! А когда врач, выходя в приемный покой осмотреть больного, думает о том, выдержит ли кушетка, на которой больной сидит, не упадет ли на него штукатурка с потолка...
Благодаря приоритетному национальному проекту «Здоровье», наша больница получила большое количество медицинского оборудования. Поэтому вопрос обследования решен, на мой взгляд, достаточно для больницы нашего уровня. А вот когда встает вопрос о материально-технической базе, здесь все плохо. Надо же все это поддерживать в работоспособном состоянии каждый день. Сегодня нам ставят в укор, что стены обшарпанные, линолеум порвался. У нас тысячи квадратных метров линолеума! Залатали в одном месте, завтра он порвался в другом. Без выделения средств на содержание зданий, нам эту проблему не решить.
-- Такая ситуация везде по краю?
-- Я вам не могу сказать за весь край, но вот к нам приезжают из соседних районов и говорят «О, Вы что, у Вас еще терпимо». Мне, честно говоря, стыдно за учреждения здравоохранения. Я, как руководитель, не могу обеспечить медицинское учреждение всем необходимым. Сегодня, по сути, Роспотребнадзор выдавая положительное санэпидзаключение лечебному учреждению, берет ответственность на себя, что для пациентов и персонала созданы безопасные условия для оказания медицинской помощи.
Но вот возьмем, к примеру, роддом. Даже устранив все замечания, проведя реконструкцию, сделав все красиво, мы не получим положительное санэпидзаключение. Потому что к зданию вплотную примыкает второе общежитие, и рядом оживленная трасса, офисное здание, а по нормативам природоохранная зона должна быть не менее 50 метров, к тому же огорожена забором и освещена. А нам даже забор некуда приткнуть. Тупик.
Здравоохранение края и России в целом находится в тупике. Рождаемость растет, это конечно хорошо, но оказывать качественную и доступную медицинскую помощь негде. Я уже взрослый человек, жизнь прожил, могу в любую минуту встать и уйти, мне за Державу обидно.
С 1982 года я работаю в Шарыповской больнице. Начинал хирургом, потом стал заведующим отделением, затем главным врачом. Хирургия - это призвание, это то, что мне нравится. Будучи уже шестой год главным врачом, продолжаю оперировать. Но должен отметить, что меня засосала организация здравоохранения.
Разница только в том, что работая как хирург, видя проблему, которая есть у больного, могу решить ее путем оперативного вмешательства и чувствую удовлетворение от своей работы. А когда, я как организатор, вижу проблемы, которые сегодня есть в здравоохранении и знаю, как их можно решить, но ничего сделать не могу - это тупик, безысходность, разочарование…
-- Вы почти тридцать лет работаете в Шарыпово, никогда не хотели остаться в Красноярске, в крупной клинике?
-- Я не хочу жить в большом городе, хотя с удовольствием работал бы в хорошей клинике.
-- Петр Алексеевич, чтобы Вы хотели пожелать посетителям Сибирского медицинского портала?
-- Я бы хотел коллегам пожелать терпения. Все-таки на здравоохранение в последнее время стали обращать достаточно много внимания, и я надеюсь, что разум восторжествует. Вопрос в том, когда это будет...
Надо быть добрее и относится к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Тогда все будет хорошо.