Уважение на дороге - залог безопасности. Хартия вежливых водителей. (23.04.2010)
«Красноярский автоклуб» выдвинул инициативу - принять в Красноярске Хартию вежливых водителей. Директор автоклуба Алексей Араджиони заявил, что они организовали общественное движение «Уважение — гарантия безопасности», и в рамках этого движения предлагают всем красноярским водителям следовать правилам Хартии вежливых водителей.
Чтобы обсудить вопросы безопасности и взаимовежливости на дороге, в пресс-центре «Сибирского агентства новостей» по инициативе того же «Красноярского автоклуба» провели круглый стол. За столом собрались представители ГИБДД, городской администрации, Сибирской ассоциации страховщиков, журналисты и непосредственные участники движения — водители и пешеходы.
Эксперты считают, что 50 процентов аварий на дорогах происходят именно из-за отсутствия уважения участников движения друг к другу. Хамство на дороге, к сожалению, встречается очень часто. Принцип "Начни с себя" понятен на словах, но на деле реализуется не всегда. Между тем не нужно стесняться быть хорошим и никогда не делать того, что тебя самого раздражает в других водителях. Ямы и пробки на дорогах, отсутствие парковок - проблемы, которые портят настроение всем. Но решение этих проблем не зависит напрямую от водителей, зато именно от водителей зависит создание на дороге благоприятной психологической атмосферы.
Директор «Красноярского автоклуба» Алексей Арджиони считает, что Красноярск должен стать в этом отношении самым культурным городом. Пока это далеко не так. Между тем культура поведения на дороге напрямую влияет на уровень аварийности. В Хартии вежливых водителей всего 10 правил. Смысл сводится к том, чтобы всегда соблюдать правила дорожного движения, думая при этом о себе и о других, не отвечать хамством на хамство и уважать пешехода. Алексей подчеркивает, что каждый должен начать с себя, отвечать за себя, а не учить других. «Теперь главная задача — популяризовать эти правила»,- заявил Алексей Араджиони.
Заместитель начальника ОГИБДД города Красноярска Анатолий Попов отметил, что сотрудники ГИБДД всегда призывают водителей и пешеходов к дисциплине. «У нас свои доводы — административные меры. В последнее время ужесточились штрафы, и водители становятся ответственнее, чего не скажешь о пешеходах»,- заявил Попов. Так, за последний квартал произошло 172 ДТП с участием пешеходов, причем в 81 случае виноваты сами пешеходы.
Председатель Сибирской ассоциации страховщиков Валерий Ревкуц обратил внимание на то, что чем меньше ДТП, тем меньше страховых выплат. Таким образом они (страховщики) несомненно заинтересованы в безопасности на дорогах. Причем за рулем, считает Ревкуц, все должны быть равны - от дворника до губернатора. Каждый должен понимать, что нарушать правила нельзя. По мнению Ревкуца, такое отношение к правилам нужно прививать со школьной скамьи, и не важно кто ты — пешеход или водитель.
Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович согласилась с тем, что культуру поведения на дорогах нужно воспитывать с детства. Во-первых, подавать положительный пример должны сами родители, причем не только на словах, но и на деле. Во-вторых, воспитание должно проводиться системно во всех учебных учреждениях.
Редактор журнала «Город детства» Светлана Тетерина посетовала, что в нашей стране к любому закону относятся прежде всего с предубеждением, такова ментальность. А нужно просто выполнять правила. Подумай о своем ребенке и не паркуйся на детской площадке, подумай о своих родственниках, переходящих дорогу, и не перегораживай машиной переход.
Психолог Вера Высоцкая с профессиональной точки зрения попыталась объяснить причины хамского поведения водителей и пешеходов. Сегодня индивидуальное состояние человека нельзя назвать органичным. Нестабильная социально-экономическая ситуация накладывает отпечаток на поведение людей, делая их тревожными и агрессивными. Провоцирующих факторов очень много.Поэтому нужно заниматься самовоспитанием и действительно начинать с себя — занять осознанную позицию.
Директор регионального Интернер-портала “Drom.ru” Сергей Светлов сказал, что на интернет-форумах водители сами призывают относится друг к другу по-человечески. Большинство из них хамства не одобряют, поэтому, как считает Светлов, «Хартию вежливых водителей» воспримут и правила будут соблюдать. Нужно только донести до них информацию и движение «Уважение — гарантия безопасности» сделать массовым.
Заместитель начальника отдела департамента общественной безопасности администрации г. Красноярска Владимир Бахмацкий заявил, что по статистике причиной 80% ДТП является человеческий фактор. Пешеход, дорога, водитель — три составляющих дорожного движения. Например, если дорога будет в порядке, водитель не будет отвлекаться на ямы и ухабы, а будет думать о других водителях и пешеходах. Для всех участников движения правовая культура обязательна, подчеркнул Бахмацкий. А главное СМИ должны постараться — чаще публиковать материалы про подобные акции.
Руководитель отдела продвижения ООО ВК «Телесфера» Наталья Петрова рассказала о том, как у них на телевидении проходит акция «Правила дружелюбного движения». Основной посыл - помоги другому, помогут и тебе. Наталья считает, что призывы и лозунги бесполезны , главное — дать людям возможность выбора. И вообще, нужно не просто рассуждать о выполнении правил, а выработать всем вместе (ГИБДД, чиновникам и журналистам) совместный план действий.
В заключении все присутствующие согласились с правилами Хартии вежливых водителей, решили, что движение должно стать массовым, а для этого необходимо выработать план совместных действий. Алексей Араджиони вызвался взять на себя функции организатора.