Контролируемая гипертермия − лечение «под градусом»
Терапия, продиктованная самой природой.
Человечество с нетерпением ждет, когда же ученые наконец-то найдут способ бороться с двумя самыми страшными недугами человечества, один из которых − рак − испокон века поражал Homo Sapiens, другой − СПИД − словно небесная кара за грехи, стал отнимать человеческие жизни сравнительно недавно. Пока к благородной цели, пожалуй, ближе всех приблизились ученые, изобретшие контролируемую, или искусственную, гипертермию.
Естественное − не значит полезное
Почему искусственную? Потому что, заболев, каждый из нас на себе вполне может испытать все прелести гипертермии естественной, ведь гипертермия − это следующее за повышением температуры перегревание. Всем известно, что «подскочившая» температура − есть ни что иное как защитная реакция организма, направленная на уничтожение чужеродных вредоносных агентов внутри − вирусов, микробов, атипических клеток и др. В это время приходят в действие многочисленные иммунные процессы, начиная от активации иммунных клеток и заканчивая выработкой специального «химического оружия» − белков интерферонов. Как известно, порой организм приходится спасать от него самого − так и с естественной гипертермией, если ей не препятствовать, а именно вследствие гипертермии могут наступить необратимые последствия − сворачивание белков тканей, то температура может подняться до 41-42 градусов, и тогда организм получит тепловой удар, который без принятия срочных мер может закончиться смертью.
Полезные стороны гипертермии с контролем над процессами и исключением опасных эффектов соединяет в себе искусственная гипертермия.
Из истории
Ученые, занимающиеся гипертермией, утверждают, что этот метод в зачаточном своем виде был известен еще до нашей эры и упоминается в трудах Гиппократа, в древнеиндийской Рамаяне, в посланиях Галена. В те времена гипертермия, если ее так можно назвать, использовалась чаще местная и выражалась в прижигании узловых форм распадающихся опухолей. Впрочем, общая также использовалась давно. Совершенно определенно можно утверждать − такая терапия продиктована самой природой, хотя бы потому, что первая публикация о противораковом эффекте высокой температуры появилась аж в 18 веке − когда развитие медицинской науки было еще весьма далеким от современного. Тогда роль агента, вызывавшего гипертермию и излечение от опухоли, сыграл возбудитель малярии − как известно, при этом заболевании температура бывает очень высокой. В 1866 году в Германии врачом и ученым по фамилии Буш был описан случай исчезновения саркомы мягких тканей лица после перенесенной стрептококковой инфекции − рожистого воспаления. Два приступа лихорадки дали возможность рекомендовать повышение температуры тела для борьбы с опухолевыми клетками.
Лечить рак, вызывая у пациента лихорадку при помощи введения бактериального токсина, предложил американец Вильямс Колли. И хоть такой способ вызвать в организме процессы теплообразования совсем небезопасны и, более того, плохо контролируются вследствие сложности подбора дозы и вида токсина вследствие индивидуального течения реакций, все же исследования в этом направлении велись серьезные. В последующем нагревать тело пытались с помощью горячей воды и волн.
Конечно, самые первые эпизоды применения гипертермии связаны с онкологией, ведь о СПИДе тогда не слышали. Во второй половине двадцатого века о ней несколько забыли, ведь на первый план борьбы с раком вышла сначала лучевая, а затем и химиотерапия. Особо яркие результаты принесло использование источников ионизирующего излучения высокой энергии. Но, как говорится, рука руку моет − позже выяснилось, что и ионизирующее излучение, и локальная гипертермия могут действовать в тандеме и давать потрясающие результаты. Врачи научились разрушать опухоль, не затрагивая здоровых тканей, − это стало новой вехой в лечении онкологии.
Общая гипертермия
Идея, как говорится, витала в воздухе. И в 1989 году газета «Совершенно секретно» опубликовала статью по материалам некого инженера Сергея Макарова. Не врач и не биолог предлагал лечить онкологические заболевания и СПИД, практически поместив больного в микроволновку. «Технарь» не претендовал на истину в первой инстанции и ссылался на теоретическую эффективность и здравый смысл. Идея заключалась в следующем: пациент в специальной камере подвергается воздействию УВЧ-поля, благодаря которому температура тела повышается до критического уровня свертывания белка в 44 градуса. После 1 минуты «варки» температура плавно снижается из-за постепенного снижения напряженности поля. Результат − здоровый человек, избавившийся от массы ненужных «жильцов» внутри себя. Все так радужно представлялось только в теории, главным врагом организма становилась все та же температура − уже около 40 градусов она может быть опасной, пациент может стать жертвой массы процессов, вызываемых таким теплом, и начнется все с банальной потери сознания.
Метод получил хоть и положительную оценку, но весьма сдержанную. Главный инфекционист тогда еще Ленинграда А.Г. Рахманова высказалась о том, что идея хороша, но требует основательных исследований, тем более что есть сомнения на счет полной гибели ВИЧ, ведь вирусы проникают в генетический аппарат клеток по всему организму и разрушать, таким образом, придется слишком большой массив тканей. Стало быть, метод может использоваться в качестве паллиативного средства − не более.
В следующем году американец Р. Галло обнародовал свои исследования, в ходе которых он прогревал тело больного до 42 градусов.
Следующий заметный рывок гипертермия совершила в период с 1996 года по 2000-й. Новосибирские ученые − заслуженный деятель науки, ректор Новосибирской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук А.В. Ефремов, профессор, зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии Новосибирской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук И.П. Верещагин, доктора медицинских наук А.В. Сувернев и А.А. Писарев представили миру и запатентовали способ лечения СПИДа, который назвали «общей управляемой гипертермией человеческого организма». Метод, если говорить коротко, представляет собой следующие манипуляции: пациенту дают наркоз, затем помещают его в ванну с водой 46 градусов. Голова и рука больного, к которым присоединены приборы в воду не погружаются. Наркоз позволяет не только лишить больного страданий, но и расслабить мышцы и сосуды, дабы процесс был вполне управляемым. Далее пациента интубируют (вводят в трахею специальную трубку) и подключают к ИВЛ (искусственной вентиляции легких). Длится процедура около сорока минут, и состояние пациента постоянно находится под наблюдением, поэтому метод и называется управляемой гипертермией. Сорока минут оказывается достаточно для того, чтобы погубить атипические клетки, бактерии и вирусы. Разрушение белка предупреждают предпроцедурным введением препаратов. Кстати, излечиться таким образом можно и от туберкулеза, и от гепатита − да много еще от чего. А при лечении опухолей гипертермия, применяемая в комплексе мер, усиливает действие химиотерапии в несколько раз.
Регионарная и локальная гипертермия
И в том, и в другом случае воздействию подвергается не весь организм. В случае локальной гипертермии нагревается участок тела, не ограниченный анатомически, то есть участок с совокупностью всех присутствующих здесь тканей. Регионарная же гипертермия вовлекает анатомически ограниченный регион, например, плевральную полость. В настоящее время для получения теплового эффекта применяется лазерное, электромагнитное излучение и электрическое поле. Механизм действия основан на избирательном повреждающем эффекте на опухолевую ткань. Во-первых, в опухоли, в отличие от здоровой ткани, большая масса участков, недостаточно снабженных кислородом, то есть подверженных гипоксии. Во-вторых, в этих тканях возникает излишнее закисление − ацидоз. Удовлетворительный метаболизм для ткани в таких условиях невозможен, и клетки гибнут. Кроме того, кровоснабжение в опухолях значительно отличается от такового в нормальных тканях. Да и сами сосуды отличаются. Это дает возможность нагреть опухоль до необходимой температуры без перегревания здоровых тканей вследствие ее сниженных механизмов сосудистой терморегуляции.
В сочетании с нанотехнологиями различные методы гипертермии могут применяться во многих областях медицины. Сегодня они успешно применяются в урологии − для лечения простатита, в хирургии и, конечно, при лечении инфекционных и онкологических заболеваний. Благодаря исследованиям и изобретению всех новых технических новинок у человечества появляется шанс на избавление от очень многих тяжелых недугов.