Психические заболевания и гениальность
О распространенности психических заболеваний и связи безумия с гениальностью.
Весь мир съехал с катушек и единственный имеющийся выбор — кем стать: шизофреником или параноиком? Фредерик Бегбедер «Каникулы в коме»
Вы никогда не задумывались над тем, какие темы анекдотов наиболее популярны в народе? Анекдоты про членов семьи, про любовников, про известных личностей, профессиональные анекдоты, анекдоты про разные национальности, и... про психически больных. Почему? Да потому, что юмор отражает те проблемы, которые наиболее всего волнуют общество. Выходит, безумие будоражит умы, извините за тавтологию, многих.
Когда речь заходит о «психушке» — сразу перед мысленным взором встает такая картина: обитые ватными одеялами стены мрачного помещения, в центре которого стоит кровать, на которую могучие санитары с лицами убийц укладывают и привязывают сопротивляющегося человека.
Современная психиатрия, к счастью, мало похожа на эту жуткую картинку. Хотя, в познании многих душевных расстройств современные медики не продвинулись дальше своих средневековых коллег. Но, все же, современные люди более склонны обращаться к специалистам за помощью такого тонкого профиля — это радует, хотя и показывает распространенность психологической и психиатрической проблематики в обществе людей
века.
Интересно, что по сравнению с другими медицинским дисциплинами психиатрия считается довольно молодой наукой. И это при всем том, что страдали от психических недугов люди всегда. Отношение в обществе к душевнобольным в зависимости от их поведения было разным — тихих «дурачков» — юродивых на Руси почитали как святых, буйных больных, отличающихся агрессивным поведением считали бесноватыми и одержимыми демонами. И в том, и в другом случае безумие представлялось как проявление какой-то высшей силы. И, конечно, больных стремились изолировать: отличающихся опасным или непристойным поведением — под замок или того хуже, в кандалы, тихих — сначала в монастыри, затем в специальные приюты. О том, что бесноватые могут являться такими же больными, как, например, больные лихорадкой — в голову никому не приходило. Только в XVI веке немецкий врач Иоганн Вейер предположил, что «разум так же подвержен болезням, как и тело». Но до терапии было еще далеко.
Местом рождения психиатрии как науки считается Франция, время — 1793 год, когда врач и комиссар Конвента Филипп Пинель снял цепи с узников парижского мужского приюта Бисетр, а затем и женского — Сальпетриер. Снять -то цепи сняли, а как заставить пациентов «прийти в себя» не придумали. Первые проблески в понимании природы психических заболеваний появились в конце XIX века — в 1896 году немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил разработанную им классификацию душевных болезней. Этой классификацией, правда, доработанной и уточненной психиатры пользуются до сих пор.
Современная основная классификация выглядит так:
Эндогенные психические заболевания
Шизофрения
Аффективные психозы
Циклотимия
Дистимия
Шизоаффективные психозы, функциональные психозы позднего возраста
Эндогенно-органические заболевания
Эпилепсия
Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга, деменции альцгеймеровского типа: болезнь Альцгеймера, сенильная деменция, системно-органические заболевания, болезнь Пика Хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона
Особые формы психозов позднего возраста, острые психозы, хронические галлюцинозы, сосудистые заболевания головного мозга, наследственные органические заболевания
Экзогенно-органические заболевания
Психические нарушения при травмах головного мозга, психические нарушения при опухолях головного мозга, инфекционно-органические заболевания мозга
Экзогенные психические расстройства
Алкоголизм
Наркомании и токсикомании
Симптоматические психозы
Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях
Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях
Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами
Психосоматические расстройства
Психогенные заболевания
Реактивные психозы
Посттравматический стрессовый синдром
Пограничные психические нарушения
Невротические расстройства
Тревожно-фобические состояния
Неврастения
Обсессивно-компульсивные нарушения
Истерические нарушения невротического уровня
Расстройства личности
Патология психического развития
Умственная отсталость, задержки психического развития, искажения психического развития
В сознании людей прочно обосновалось мнение — безумие и гениальность имеют одну природу. Якобы, абсолютно психически здоровый человек будет столь же скушен, сколь и предсказуем и некоторая неадекватность — проявление нестандартного способа мышления. Интересно, что в греческом языке есть слово, которое обозначает пророческий дар и одну из разновидностей безумия одновременно. Этот постулат считался практически доказанным благодаря выходу в свет книги итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство».
«Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги. Признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьезным практическим выводам может привести созданная мною теория. Я не ожидал, что она даст ключ к уразумению таинственной сущности гения и к объяснению тех странных религиозных маний, которые являлись иногда ядром великих исторических событий, что она поможет установить новую точку зрения для оценки художественного творчества гениев путем сравнения произведений их в области искусства и литературы с такими же произведениями помешанных и, наконец, что она окажет громадные услуги судебной медицине».
Автор приводил довольно забавные в свете сегодняшнего развития современной медицины доводы, говорящие за прямую связь между безумием и гениальностью, но с того времени споры велись о ее природе. Фрейд говорил о сублимации сексуальной энергии в творчество, создатель арт-терапии Рудольф Арнхайм считал что у психически больных снимается контроль коры головного мозга и творческая энергия подсознания, лишенная «надзирателя» выливается в создание произведений искусства, Эрнст Кречмер выдвигал гипотезу о том, что у больных какими-либо иными способами, нежели у здоровых, происходит протекание психических процессов и это стимулирует творческое воображение.
Романтики от психиатрии предполагали что творчество есть результат столкновения тонкой психики гения с реалиями грубого материального мира. Советский физиолог и генетик поведения Леонид Крушинский стоял на том, что склонность к психопатии обусловлена повышенной возбудимостью мозга, которая необходима для проявления любого дара, и она же ведет как «побочный эффект» к психическим патологиям. Косвенные доказательства своей правоты он смог получить: эксперименты подтвердили корреляцию уровня двигательной активности и успешности обучения у собак и неврозоподобные состояния у различных животных при решении некоторых трудных интеллектуальных задач.
Ведение статистики медицинскими учреждениями ставит под вопрос саму связь одаренности и склонности к болезни. В числе пациентов психиатрических больниц и клиник совсем немного известных талантов. Однако, это можно списать на то, что знаменитости предпочитают решать свои проблемы минуя общественные медучреждения.
Существует и вовсе неординарная концепция. Согласно ей, способность человека к речи, абстрактному мышлению, письму, счету, словом, тому, что отличает человека от животного, с точки зрения психики этого самого животного, является аномалией. Эти способности называются перемещаемостью в системе коммуникации людей. Пример: люди могут говорить о том, что в данный момент с ними не происходит, сообщать о времени происходящего, оперировать абстрактными категориями. В сравнении с функциями мышления животного все это по сути представляет бред. Однако, все эти способности были поддержаны эволюцией и закрепились как устойчивые признаки в человеческой популяции. Выходит, те, у кого эти способности развиты наилучшим образом, согласно этому мнению, выглядят безумными и в человеческой среде.
Вероятно, истина находится где-то рядом и не обо всех психических болезнях можно говорить в связи с выдающимися способностями — понятно, что такие болезни как олигофрения или другие патологии психического развития не могут сопровождаться, например, писательским талантом, или талантом пианиста. Однако, и в случае «сопровождения» болезни талантом не стоит отказываться от терапии заболевания, ведь выздоровление совсем не означает потерю дарования.