Умники и умницы: интеллектуальное расследование
Что такое ум, а что интеллект? Могут ли они существовать по отдельности?
Недавно в одном старом интервью известного знатока известной телевизионной игры Александра Друзя прочитала его ответ на часто возникающий у всех нас вопрос: что важнее в игре - интеллект или эрудиция. Магистр уверенно констатировал, что нужен, прежде всего, интеллект, так как именно благодаря ему можно найти ответ на любой вопрос. А эрудиция – это массив данных, являющихся базой для интеллекта. Для игры, заключил Друзь, достаточно тех знаний, которые мы получаем в средней школе, так что важнее всего интеллект, то есть ум.
Экспресс-опрос, проведенный мною оперативно среди знакомых и коллег, показал, что более половины респондентов считают интеллект и ум тождественными понятиями. Другие считают интеллект лишь частью ума, отвечающей за мышление, понимание. Есть и такие, которые считают ум частью интеллекта.
По итогам экспресс-опроса можно сделать один единственный и не утешительный вывод – окружающие зачастую точно не знают что такое интеллект. Поэтому предлагаю вам вместе со мной совершить «интеллектуальное» расследование, в ходе которого нам предстоит вторгнуться на территорию интереснейшей науки - психологии, изучить большое количество научных теорий и узнать несколько увлекательных жизненных историй.
Ум и/или интеллект?
Начнем с того, что часто употребляемое нами в повседневной жизни слово «ум» разъясняется словарями как общая характеристика познавательных и аналитических способностей человека. При этом слово «ум» в латинском языке – это intellectus. Казалось бы вот и ответ на вопрос «что такое интеллект?». Это ум с вытекающим, хоть и довольно общим, но более–менее понятным определением.
Но не тут-то было. Одни специалисты трактуют понятие интеллекта шире, чем понятие ума. Они утверждают, что интеллект – это не только способность человека к логическому мышлению, но и умение правильно оценивать ситуацию, находить верные решения, уметь приспосабливаться к жизни и стойко переносить ее сюрпризы. Используя эрудицию и интуицию, интеллект находит решения любых жизненных проблем. То есть, ум – это часть интеллекта.
Другие в свою очередь утверждают, что интеллект – это часть ума, т.е. именно с помощью ума человек применяет в жизни интеллект, эрудицию и интуицию. Так, отличное знание, например, физики, напрямую зависит от интеллектуальных способностей человека, но не факт, что хороший физик - умный человек. Вполне возможно, что и в других сферах жизни он не сможет применить правильно свой интеллект или попросту не обладает достаточным уровнем знаний.
Или вот еще поучительная история о бедном одесском портном, который потратил всю жизнь на разработку дифференциального и интегрального исчисления. Имея незаурядный интеллект, он впустую потратил свою жизнь на то, что несколько сотен лет назад до него уже с успехом сделали Ньютон и Лейбниц. Каково же было его удивление и разочарование, когда он узнал, что изобретение всей его жизни уже было кем-то сделано задолго до него! А все потому, что не было у него достаточного уровня знаний.
Не будем до конца «интеллектуального» расследования склоняться к какой-либо из сторон. Вполне возможно истина посередине и большинство людей правы – ум и интеллект – это понятия тождественные. Давайте разберемся с понятием «интеллект», возможно, тогда нам все станем ясно.
Здесь мы сталкиваемся с самой главной проблемой – отсутствием единого понятийного аппарата. То есть понятия есть, но их очень много и они разнообразны. Нет ясности с критериями оценки интеллекта, непонятно является ли интеллект единой характеристикой личности или это лишь совокупность множества различных способностей.
Множество мнений, теорий, концепций, правил. Восхваление одних и уничижение других, обман и разоблачения, сломанные судьбы и головокружительные карьеры – как говорится, добро пожаловать в научный мир!
Проблема определения.
Чаще всего интеллект рассматривают, как общие способности приобретать, воспроизводить и осмысленно использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями. Проще говоря, интеллект это способность человека познавать и эффективно решать жизненные проблемы. В понятие интеллект чаще всего объединяют все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Важное место занимают такие способности как: обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость, находить закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность мышления, его критичность и широта.
Считается, что именно развитие интеллекта у человека разумного стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации. В этой связи принято различать два основных смысла термина «интеллект» – эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. В различных исследованиях можно встретить такое понятие как «КПД интеллекта». Все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект – характеристика, которая варьирует у разных людей. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта.
Теории, исследования, версии...
Несмотря на разнообразность понятий и теорий, научный мир всегда был един в самом главном - интеллект существует. А раз он есть, то его необходимо изучать и эти знания направить на благо человечества. С незапамятных времен ученые мужи пытались улучшить человека и, как следствие, привести его к идеалу.
Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны – генотип проявляют свое действие в контексте влияния среды демонстрируя конкретное свое внешнее проявление - фенотип, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.
Во второй половине 19 века английский ученый Фрэнсис Гальтон создает новую науку, названную им «евгеника». Основой науки о благородном происхождении стала идея искусственного отбора человеческих особей с целью улучшения человеческого рода, получения нового поколения людей более здоровых, сильных и умных. Гальтон полагал, что талант и психические свойства человека передаются по наследству. Среди приверженцев евгеники были не только такие личности как Уинстон Черчилль, Бернард Шоу и Герберт Уэллс, но и лидеры нацисткой Германии. Благодаря широко известной деятельности последних евгеника как наука была вычеркнута из научных умов, так как стала ассоциироваться с фашистскими антигуманными преступлениями. А между тем, именно в лаборатории Гальтона были впервые проведены серьезные исследования психических свойств человека и разработаны первые задания для оценки интеллекта студентов колледжей, названные тестами.
Автор первых тестов – американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл, впоследствии ставший первым профессором психологии в США и президентом Американской психологической ассоциации, как самый авторитетный ученый в этой области всю жизнь пропагандировал ничтожность влияния среды на интеллект, искусственный отбор в развитии человечества и стерилизацию нездоровых людей. Свои научные виденья Кеттелл направил и на своих семерых детей, каждому из которых он предложил щедрую финансовую помощь, если они создадут семью с кем-нибудь из детей преподавателей. Правда история умалчивает - удалось ли Кеттеллю реализовать свои мечты.
Продолжение «Интеллектуального расследования» следует.