Диспансеризация − общие вопросы (Часть 1)
Основная задача диспансеризации больных и здоровых детей − это первичная профилактика.
Диспансеризация − это система работы учреждений здравоохранения, основу которой составляет профилактика, ранее активное выявление заболеваний и комплексное лечение ребенка в амбулаторно-поликлинических условиях, стационаре, санатории.
Основная задача диспансеризации больных и здоровых детей − это первичная профилактика, включающая не только медицинские мероприятия, но и проведение широких санитарно-гигиенических мер с целью охраны окружающей среды, а также формирования здорового образа жизни, широкое внедрение физической культуры и спорта, гигиеническое обучение и воспитание детей.
Организация диспансеризации детей приходится на педиатрические и дошкольно-школьные отделения в детских поликлиниках. Для проведения дообследования используют диспансеры, стационары и другие учреждения здравоохранения. В сельской местности проведения диспансеризации детей возлагается на участковые больницы и амбулатории, поликлиники районных больниц, центральных районных больниц.
Учет и документация
Учет ежегодной диспансеризации − это систематическая (2 раза в год) перепись детей, проживающих на территории, обслуживаемой лечебно-профилактическим учреждением. Для учета всеобщей диспансеризации заполняется учетная форма, утвержденная МЗ РФ, в которую вносят даты врачебных осмотров, лабораторных и рентгенологических исследований, диагноз. Дети первых трех лет жизни осматриваются педиатром дифференцированно, частота осмотров зависит от возраста и состояния здоровья ребенка при рождении. В ЦРБ районных больницах при отсутствии врачей специалистов по патологии детского возраста, осматривают детей в декретные сроки врачи-специалисты, обслуживающие взрослое население.
Диспансеризация больных детей
После установки диагноза ребенок подлежит диспансерному наблюдению по заболеванию у соответствующего специалиста. Учет и контроль за диспансерным наблюдением больного ребенка осуществляются посредством контрольной «Карты диспансерного наблюдения» (ф. 30/у), в которой указываются сроки текущего и повторного осмотров. Врач, выявивший больного ребенка, подлежащего диспансеризации, обязан взять его на диспансерный учет, если выявленное заболевание соответствует профилю специальности врача, или передать под наблюдение врачу соответствующей специальности.
Диспансеризация больных, требующих специальных методов профилактики и лечения (туберкулез, злокачественные новообразования, психические расстройства и др.), осуществляют в сети специальных учреждений диспансерах.
Независимо от того, где находится больной ребенок на диспансерном учете, участковый педиатр обязан знать о его состоянии здоровья и поддерживать связь с соответствующим специалистом. В истории развития ребенка (ф.112/у) должны быть отражены данные наблюдения за больным и результаты обследования. На каждого диспансерного больного педиатр составляет индивидуальный план диспансеризации, который предусматривает комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий на текущий год, периодичность осмотра участковым педиатром частоту консультации специалистов в зависимости от стадии и характера заболевания. По окончании календарного года педиатр с привлечением специалиста составляет на диспансеризуемого эпикриз, где отражается динамика заболевания, эффективность проведения лечебных мероприятий и дается общая оценка эффективности диспансеризации: выздоровление, улучшение, без перемен.
Снятие больного с диспансерного учета осуществляется при обязательном участии участкового педиатра и специалиста, под наблюдением которого ребенок находится. Если больной с диспансерного учета не снимается, то в конце года составляется план диспансеризации на следующий год, который вноситься в историю развития ребенка.
Диспансеризация здоровых детей способствует сохранению и в дальнейшем развитию здоровья, его укрепление, улучшение нервно-психического и физического развития, обеспечение психосоциальной адаптации.
Цель диспансеризации больных детей состоит в снижении заболеваемости, предупреждении рецидивов заболевания, инвалидности, медико-социальной адаптации к трудовой деятельности.
Источник: Учебное пособие «Организация диспансерного наблюдения за детьми первого года жизни». Галактионова М.Ю., Назаренко Н.В. Чистякова И.Н. Красноярск 2008 г.