Защита и воспроизводство лесов Красноярского края. (20.09.10)
Красноярский край относится к одному из самых лесных регионов России. Тайга занимает 62 млн. га территории региона. В то же время непокрытые лесами площади государственного лесного фонда составляют 7,8 млн. га, из которых 1,8 млн. га относятся к так называемому фонду лесовосстановления. Сюда входят гари, вырубки, погибшие древостои, прогалины, пустыри, представляющие интерес для лесовозобновления. Об этом на пресс-конференции рассказал директор Института леса имени В.Н. Сукачева СО РАН Александр Онучин.
"Честно признаться, в лесном хозяйстве мы занимаемся собирательством – берем то, что выросло. Мало делается для интенсификации лесовыращивания",- заявил Александр Онучин. Функции воспроизводства возложены на "Краслес" и арендаторов (лесхозы), которые не всегда своевременно и качественно эти работы производят. Директор Института леса считает, что причина кроется в новом Лесном кодексе, который редуцировал контролирующую функцию государства. Между тем интенсификация лесного хозяйства – это стратегическая задача государства, которое должно обязывать арендаторов заниматься воспроизводством лесов и следить за этим.
"Сейчас все лесные отношения переведены на коммерческую основу. От лесозаготовок многое зависит, но для лесного хозяйства важно, как будет прибыль распределяться. Продуктивность зависит от ухода за лесом. Сейчас средний прирост на гектар составляет 1,4 кубометра, а при хорошем уходе - своевременной защите от насекомых вредителей, работам по снижению пожароопасности ( очистка леса от горючих материалов – сухостой; древесина, которая остается после вырубок – это почти 30%; прокладка минерализованных полос) – прирост может достигать до 10 кубометров на гектар",- поделился своим мнением Александр Онучин.
Двенадцать лет назад Красноярская тайга перенесла массовое нашествие сибирского шелкопряда. «Тогда на территории края погибло 1,5 миллиона гектаров хвойных спелых лесов», - вспоминает директор филиала ФГУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Красноярского края» Владимир Солдатов.
Ученые говорят о цикличности активизации вредителей. «Наши соседи в Иркутской и Томской областях уже замечают, что шелкопряд опять поднимает голову. Поэтому нам нужна помощь населения. Везде побывать наши специалисты не могут, хотя лесопатологический мониторинг «Центр защиты леса» проводит постоянно: ветровалы, буреломы, состояние лесов после пожаров, после нашествия насекомых-вредителей...»
«Что касается насекомых-вредителей, - говорит Владимир Солдатов,- то вспышку можно предотвратить и реально спасти тысячи гектаров тайги. Поэтому, если в лесу вам за шиворот упала гусеница, или вы заметили их скопление на подстилке, то нужно срочно бить тревогу. Звоните по телефонам 290-51-77 или 290-77-51. Мы обращаемся за помощью к охотникам, рыбакам, грибникам и просто туристам».
Директор «Центра защиты леса Красноярского края» пояснил, что обработка зараженных участков леса проводится щадящими биопрепаратами, которые действуют только на насекомых и не приносят вреда природе. Главное, не упустить время. Ведь шелкопряд уничтожает наиболее ценные хвойные породы, оставляя после себя голые стволы, которые уже не пригодны для промышленности и представляют собой реальную угрозу лесных пожаров.
Что делать для того, чтобы сохранить и приумножить зеленое богатство? Как соблюсти интересы людей, не навредив при этом природе? В последнее время возросло число лесных пожаров, на леса региона негативное влияние оказывают выбросы предприятий цветной металлургии. Все это, в том числе отсутствие интенсивного восстановления леса, привело к изменению лесных ресурсов Красноярского края в негативную сторону, в частности на 1,2 млн. га уменьшились площади ценных хвойных пород - сосны|, ели, пихты, кедра, лиственницы. На 1,1 млрд. кбм уменьшился запас спелой и перестойной древесины хвойных пород.
"Следует обратить внимание, что именно хвойные леса имеют более высокую ценность, причем не только товарную, но и экологическую. Поэтому сохранение генетического потенциала Сибирской тайги - это главная проблема и задача на сегодняшний день", - констатировал директор Института леса Александр Онучин.