Онколог Валерий Старинский: "Рак излечим полностью"
По постановлению Правительства России в нашей стране разработана программа по борьбе с онкологическими заболеваниями. В Красноярском крае ситуация с заболеваемостью раком очень сложная. Больных много, мощностей краевого диспансера не хватает, в итоге очереди на обследование, операции и лечение. Врачи первичного звена далеко не всегда диагностируют рак на ранних стадиях. Как можно изменить ситуацию и дать шанс жить тем людям, для которых эта мечта подчас остается иллюзорной. Об этом мы говорили с заместителем директора НИИ онкологии им. Герцена Валерием Владимировичем Старинским, который вместе с коллегами из московского научно-исследовательского института оценивал готовность краевого диспансера для участия в федеральной программе.
-- Валерий Владимирович, Вы не первый раз в Красноярске, когда началось ваше знакомство с онкологической службой Красноярского края?
--Первый раз в красноярский онкодиспансер я приезжал лет 15 тому назад. Я знаю историю красноярской онкологической службы, работал и с Альбертом Ивановичем Крыжановским, имя которого сейчас носит диспансер и с предыдущим главным врачом. Сейчас много общаюсь с нынешним главным врачом Андреем Арсеньевичем Модестовым. Вообще, красноярский онкологический диспансер, в ряду подобных учреждений в России, находится на высоком месте. Он имеет большую клиническую базу – около 500 коек, таких крупных диспансеров около в России всего около 30. Что касается материальной базы, то есть перспективные планы по развитию диспансера как ключевого звена онкологической службы в крае. Предполагается расширение коечного фонда, диагностической базы, размещение современного оборудования, например, приобретение позитронного эмиссионного томографа, сейчас в России меньше десятка таких аппаратов. Вхождение в национальную онкологическую программу – это тоже будет оказывать содействие в расширении и укрепления этой базы за счет вливания крупных федеральных денежных средств.
--Каждый год тысячам жителей Красноярского края ставится диагноз - рак. Может быть, люди и понимают, что в краевом диспансере врачи работают хорошие, но когда они видят огромные очереди, условия пребывания, все это оптимизма им не добавляет. Чем эта национальная программа может помочь жителям Красноярского края?
-- Онкологическая программа или мероприятия в рамках постановления правительства для совершенствования онкологической службы предполагает ежегодно вводить по 10 диспансеров в программу финансирования. На 2011 год выделено 6, 2 миллиарда рублей на 10 территорий. Красноярский край мы рекомендуем включить в это число, есть ходатайство руководства края в Минздравсоцразвитие о вхождении вашей территории в эту программу. Это инициатива края и наша поддержка. В министерстве здравоохранения и социального развития России есть полное понимание и поддержка.
--Нам можно надеяться, что мы попадем?
--Я думаю, да. Программа предусматривает два момента. Во-первых, укрепление материальной базы – закупка дорогого оборудования для лучевой терапии, для использования современных технологий. Прежде всего, это ускорительная техника, радионуклидная диагностика, совмещенная с рентгенологической и изотопной, томографы, новые кобальтовые гаммааппараты, оборудование для брахитерапии. Т.е. такая техника, которая чрезвычайно нужна для внедрения ряда современных методов, которые сейчас необходимы для успешного лечения пациентов. Что касается красноярского онкодиспансера, то для выполнения этой программы есть все основания - есть кадры, есть помещение. В данном случае не требуется больших вложений в радиологический корпус. Что касается проблем с очередями, то конечно необходимо строительство нового хирургического корпуса с большим количеством операционных, потому что очень часто задержка идет за счет очереди в операционную.
Что касается эффективности медицинской помощи, результатов внедрения технологий, то, конечно, это работа первичного звена.
-- Большая проблема в России, и Красноярский край не исключение – это выявляемость рака на ранних стадиях…
-- Да, есть проблема в работе первичного звена, взаимодействие с узкими специалистами различных профилей. Ведь что греха таить, у врачей общего профиля иногда нет настороженности на онкологическую патологию. Люди обращаются с болью в зубах, и стоматолог смотрит только то, на что нацелен – на зубы, а в это время можно и нужно посмотреть полость рта, миндалины – нет ли там язвочек, опухолей…
--Т.е. зубная боль может быть проявлением онкологии?
-- Онкология вызывает дополнительную патологию. Еще один момент - опухоль молочной железы у женщин, когда надо не только, скажем, сердце слушать, а пропальпировать молочную железу. Такая нацеленность у всех врачей должна быть.
--Есть чувство страха. Еще 10 лет назад если у человека был диагноз – рак, это был приговор и он уже прощался с родственниками. Сейчас онкология – по-прежнему приговор?
-- Нет, что Вы?! Далеко не приговор! Требуется разъяснительная работа. Раньше мы не очень то говорили о нашем диагнозе, иногда скрывали, потому что у пациента были различные реакции, вплоть до попыток суицида, могли быть семейные драмы. Иногда люди себя неправильно вели – отказывались от лечения, сейчас все изменилось, пациент понимает, что если он правильно себя ведет - продолжает обследоваться и лечиться, от этого будет зависеть исход лечения. Первый контакт у пациента – это участковый терапевт, врач общего профиля, это те люди, с которыми с первую очередь соприкасается пациент.
--Вы ведете работу с коллегами?
-- Безусловно. Мы ведем эту работу по многим параметрам. Кроме методической разъяснительной литературы для населения, которую мы выпускаем и распространяем, мы ведем подготовку врачей узких специальностей разного профиля с ведением специальных курсов по онкологии.
-- Валерий Владимирович, Вы больше 40 лет занимаетесь онкологией. Вы научились понимать это заболевание?
--Конечно. Сейчас мы знаем много о причинах возникновения рака. Сейчас доминирует полиэтилогическая теория возникновения рака. Это когда многофакторные причины – образ жизни, питание, вредные привычки, радиационный фактор , физическая травматизация, хронические заболевания и так далее. Т.е. это те факторы, которые надо предусматривать.
--Как себя обезопасить от рака?
--В первую очередь, надо чтобы люди не боялись идти к доктору. Надо обращать внимание врача и свое внимание на раннее выявление рака, Если мы возьмем такие распространенные локализации как рак молочной железы – а это у женщин на первом месте, рак гинекологических локализаций, так вот, при лечении на ранних стадиях, это означает 95 – 100 процентов излечения. Мы может даже снимать с учета, но наша политика такова, что наблюдать пациента длительный период, чтобы исключить появление вторичных опухолей.
--Как Вы относитесь к прививкам от рака шейки матки, сейчас очень много рекламы и эту вакцину представляют как некую панацею?
-- Эта вакцинация не имеет отдаленных результатов, оценивающих состояние здоровье женщин дольше пяти лет с момента введения. Что значит предотвратили возникновение рака или нет? Сложно сказать. Но по этой проблеме работают иммунологи и гинекологи.
-- Что Вы можете посоветовать нашим читателям?
-- Я хочу посоветовать, прежде всего, чтобы они не боялись этого диагноза. Во - вторых, знали, что они получат адекватную терапию, адекватное лечение, обращаясь в наши российские учреждения. Не надо искать помощи за рубежом, поверьте, что мы сейчас используем только импортные лекарства, препараты, техники. Руки хирургов наших – они не хуже, а во многих случаях и лучше зарубежных врачей. Мы боремся за условия пребывания больных. Это важный момент.
Надо избегать тех вредных моментов, которые приводят к развитию рака. Скажу лишь, что один фактор – курение табака вызывает до 70 процентов всего спектра онкологических заболеваний, т.е. является первопричиной. Это не только легкие, но и гинекология, почки и так далее. Вот таких заведомых причин надо избегать. Сейчас прорабатываются вопросы о повышении ответственности людей за свое здоровье. Это тоже важный момент, за рубежом, если человек не соблюдает какие то требования бережного отношения к своему здоровью, то тогда страховые компании не выплачивают в полном объеме выплаты на лечение. Это момент надо тоже иметь в виду. Это в конце концов государственные деньги, а лечение дорогостоящее.